В Финляндии, погруженной в состояние мечтательности, ориентированной из различных опасений на консенсус, - волнения: в понедельник бывший президент Марти Ахтисаари (Martti Ahtisaari) первым из высокопоставленных политиков официально высказался за вступление Финляндии в НАТО. Союз, по его словам, единственная организация, в которой как равные могут встречаться и США, и Европа. Финляндия, продолжал он, должна в НАТО, исходя, прежде всего, из интересов своей собственной безопасности, равноправно участвовать в принятии решений. Против тут же выступил командующий финскими вооруженными силами адмирал Юхани Каскеала (Juhani Kaskeala): Финляндии «вполне достаточно сотрудничества с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». Министр иностранных дел Эркки Туомийа тоже довел до сведения, что он во вступлении не видит необходимости.
За четыре месяца до выборов предметом политической дискуссии становится самый острый для Финляндии вопрос, который до сих пор предпочитали не поднимать. Сегодня, спустя более десяти лет после распада Советского Союза, финны должны решать, достаточно ли им будет впредь «финского парадокса» в качестве гарантии безопасности. Или: подходит ли инструмент в виде НАТО, чтобы сдерживать «русского медведя», с которым у Финляндии 1 600 километров общей границы.
Не одно десятилетие удавалось, прежде всего, «вечному президенту» Урхо Кекконену (Urho Kekkonen) поддерживать удивительным образом наилучшие отношения с СССР и в то же время все теснее сближать Финляндию с Европой. После распада империи Советов стратегия стала несколько дифференцированной: Финляндия сделала ставку на силовой баланс (своя собственная мощная армия и оказание помощи странам Балтии), поддержала демократические институты в России, ей удалось в дальнейшем избежать неприятностей в виде действий, которые могли бы как-то спровоцировать могучего соседа.
Тем не менее, по словам Хиски Хауккала (Hiski Haukkala) из финского Института международных отношений, стоит вопрос «что было бы, если бы», в регионе в будущем. И сразу же - ответ на возможные претензии со стороны России - именно НАТО - до той поры, пока ЕС не сможет в достаточной мере отвечать интересам безопасности.
Большинство финских политиков и экспертов понимает это. Но никто до сих пор не осмеливался высказываться открыто - делали ни к чему не обязывающую ссылку на новую финскую доктрину безопасности, которая должна быть представлена в мае. То, что перед парламентскими выборами вопрос все же стал предметом публичной дискуссии, вынуждает финнов, критически настроенных к НАТО, идти на жесткое противостояние, что более чем вероятно является началом конца финского пути развития.