Когда оба встречаются, за столом незримо присутствует третий: президент России Владимир Путин с воскресной ночи находится с трехдневным визитом у хозяев Китая, и в ходе всех переговоров речь будет идти также об отношениях обеих сторон к США. О неоспоримой сверхдержаве, которая вызывает у обеих сторон тревогу, и у которой обе одновременно добиваются расположения. А это, в свою очередь, вызывает взаимные подозрения. Последний год, особенно Китай, наблюдал со смешанными чувствами удивления, зависти и озабоченности, как Путин неделя за неделей добивался все лучшего взаимопонимания со своим коллегой Джорджем Бушем (George Bush), и как Россия использовала войну против террора, чтобы все больше сближаться с США.
Уже по этой причине Путин - в Пекине: во-первых, чтобы успокоить Китай, но и для того, чтобы бросить пару гирь на восточную чашу своих геополитических весов. Разумеется, отношения между соседями давно не такие, что прежде: сближение с США больше не является обязательно выражением отчуждения между Пекином и Москвой, как это было еще во времена «холодной войны», когда Пекин то флиртовал, то ссорился с Вашингтоном. Сегодня с утра Путин может обниматься с Бушем, а вечером восхвалять общность интересов с Пекином. А их немало: Россия и Китай разделяют обеспокоенность относительно расширения НАТО на восток, они предупреждают США о необходимости соблюдения правил игры ООН в случае с Ираком, им не нравятся ядерные игры Северной Кореи, и они великодушно отпускают друг другу грехи, что касается борьбы против исламистских движений у себя дома. Путину, во всяком случае, не приходится выслушивать критику со стороны Пекина за свои действия в Чечне: пристойно и спокойно занимайтесь вашими чеченцами, а мы позаботимся о своих уйгурах.
Оба к тому же видят громадный потенциал в деле развития экономического сотрудничества. Пока уровень двухсторонней торговли выглядит еще жалко, если исходить, прежде всего, из численности населения и общей границы, протянувшейся на 4 200 километров. За весь прошлый год общий объем торговли составил не многим более десяти миллиардов долларов США. На данный момент это соответствует доходам Китая от торговли с США за один единственный месяц. Но объемы торговли с Россией растут быстро. Китай является для России громадным рынком в двух сферах: в сфере вооружений и энергетике. По оценкам, более двух третей российского экспорта вооружений приходится на Китай и Индию. Без Китая, говорят в Москве, большая часть российской тяжелой промышленности оказалась бы в состоянии коллапса. Газовый монополист России «Газпром» осуществляет миллиардный по стоимости проект по строительству китайского газопровода Запад-Восток, вскоре должно начаться строительство трубопровода для перекачки нефти и газа в Китай, сидящий на голодном энергетическом пайке.
В любом случае, власти Москвы воспринимают обидчивость Пекина настолько серьезно, что за последние два года дважды отказывали в визе для въезда в Россию Далай Ламе. Это Путину пригодится, когда теперь он в качестве первого руководителя важного государства встречается после смены власти с новым руководителем КПК. Несмотря на все, это будет осторожным зондированием почвы: новый глава КПК Ху Цзиньтао (Hu Jintao) никогда не жил и не работал в Советском Союзе, как старый влиятельный человек Цзян Цзиминь (Jiang Zemin). Цзян во время своего последнего визита в Москву громко распевал русские народные песни.