Видный российский политик-реформатор Григорий Явлинский потребовал начать российско-европейский диалог по вопросам безопасности. «В связи с появлением новых угроз, которые затрагивают россиян и европейцев, постановка на повестку дня вопроса о политике безопасности для россиян и европейцев имела бы одинаково жизненный интерес», - заявил Явлинский в конце прошедшей недели на конференции «Строительство большой Европы», организованной в Вильнюсе Фондом Бартельсмана (Bartelsmann) и литовским Министерством иностранных дел.
Явлинский подразумевает под новыми угрозами в первую очередь терроризм. Но он также напомнил о том, что у России самая длинная граница с самым беспокойным и нестабильным регионом мира». «Но эти границы, проходящие по Кавказу, Средней Азии вплоть до Китая, уже больше не только российские границы. Это - и европейские границы, и охрана их должна стать общей задачей».
«Уже больше не главный враг»
Лидер оппозиционной партии «Яблоко» выдвинул в Вильнюсе также тезис, что ориентация на Запад российской внешней политики при президенте Владимире Путине, взятая после террористических актов, совершенных 11-го сентября 2001 года, поддерживается уже всей политической элитой России: «Впервые за долгое, долгое время Запад больше не рассматривается в качестве нашего главного врага».
Тут признанный московский аналитик Андрей Пионтковский осмелился на критическое возражение: «Существенный вопрос, насколько глубоко пустил корни новый внешнеполитический курс России в действительности. Во всяком случае, в определенных кругах можно, как и прежде, встретиться со старым мышлением».
С определенным удивлением в Вильнюсе был воспринят тезис Явлинского, будто для России ворота в Европу находятся в Вашингтоне. Сказано было так: «Если Россия хочет стать частью Европы, ей необходимы транспарентные и солидные отношения с Вашингтоном».
Бывший шведский премьер-министр Карл Бильдт (Carl Bildt) сомневается, будто у России вообще когда-нибудь появится серьезное желание стать членом ЕС: «Россияне, конечно, думают по-европейски, но мыслят они также и в мировых масштабах. И я не знаю, будет ли Москва когда-нибудь готова подчиниться Брюсселю и отказаться от части суверенитета».
Явлинский, как и представители Украины и Белоруссии, высказали на конференции в Вильнюсе также обеспокоенность относительно изоляции своих стран после того, как Венгрия, Словакия, Польша и страны Балтии вступят в ЕС, а границы с Востоком будут контролироваться по критериям Шенгенского соглашения.
Проблемы с визами ЕС
Уже сейчас россияне, отправляющиеся в Прагу или Будапешт, вынуждены неделями ожидать получения визы. «ЕС обосновывает ужесточение правил въезда тем, что хочет остановить мафиози и преступников. Но ждут неделями визы не преступники, а простые люди».
Председатель украинского парламентского Комитета по вопросам европейской интеграции, бывший министр иностранных дел Борис Тарасюк обратился из Вильнюса с настойчивым призывом в адрес западного сообщества государств с требованием, не ставить на одну доску Украину и ее «дискредитировавшего себя руководителя», а рассматривать страну со стратегической точки зрения». «Украина - это не только одиозный президент Кучма и Чернобыль. Украина, прежде всего, - важная транзитная страна, где в последнее время наблюдается постоянный рост экономики», - сказал он.
Представитель из Минска, белорусский заместитель министра иностранных дел Александр Михневич в своем докладе вновь ясно продемонстрировал, что в его стране до сих пор преобладает старый советский дух. Доклад представлял собой смешение ругательств в адрес ЕС и НАТО (из-за отказа в визе президенту Лукашенко) и запутанных объяснений (как хорошо идут дела в Белоруссии и как последовательно там ведется борьба против терроризма, торговли наркотиками и нелегальной миграции). Бывший президент Белоруссии Шушкевич, во всяком случае, рассказал в своем докладе о действительности в «империи Лукашенко» иное: запреты на выезд из страны, подавление оппозиции и средств массовой информации, бесследно исчезающие люди, не борьба с терроризмом, а государственный терроризм.