Тед Карпентер является вице-президентом Института Като (Cato Institute) по вопросам изучения оборонных и внешнеполитических проблем
Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) в своей зажигательной речи перед восторженной толпой в Литве - одной из семи стран, которым было предложено вступить в Организацию Североатлантического договора (НАТО) -подтвердил обязательство, которое может стать обременительным для будущего американского президента. "Наш альянс торжественно обещает защиту, и всякий, кто пожелает иметь Литву своим врагом, станет также врагом Соединенных Штатов".
Не приходится сомневаться в том, кому было адресовано это сообщение. Существует всего один-единственный мыслимый источник давления на Литву и другие прибалтийские республики сегодня или в любой момент в будущем: Россия. Несмотря на все разговоры об отношениях сотрудничества между Соединенными Штатами и Россией, речь г-на Буша-младшего была бесцеремонным напоминанием российскому президенту Владимиру Путину, что прибалтийские государства сегодня союзники - или, что более правильно, клиенты - Соединенных Штатов и никогда снова не станут частью даже неформальной российской сферы влияния.
Обещание г-на Буша-младшего включает один важный пункт. Большинство сторонников расширения НАТО на восток ведут себя так, как если бы НАТО сегодня была не более чем почетным политическим сообществом. Они исходят из той логики, что, поскольку страны Центральной и Восточной Европы стали капиталистическими демократиями, они заслуживают того, чтобы стать членами самого известного западного клуба. А коль скоро НАТО является теперь политической организацией, у России, как они считают, нет оснований опасаться или противиться расширению этого альянса.
Но, как должно напомнить нам данное литовцам г-ном Бушем-младшим обещание, НАТО - нечто гораздо большее, чем политический клуб. Это все еще военный альянс, перед которым Соединенные Штаты имеют серьезные обязательства. Статья 5 Хартии Североатлантического договора провозглашает, что нападение на одного из членов альянса рассматривается как нападение на всех. А это значит, что Соединенные Штаты обязаны оборонять любого члена альянса - каким бы маленьким, каким бы несущественным в военном или экономическом плане или каким бы уязвимым в стратегическом плане тот ни был. И эти обязательства сохраняются навечно.
Именно в этом и заключается опасность. Правда, столкновение с Россией в ближайшем будущем маловероятно. Российские военные не способны бросить вызов Соединенным Штатам даже в геополитическом "заднем дворе" Москвы. Более того, г-н Путин занимает на удивление уважительную позицию в своей попытке обеспечить получение экономических и политических выгод от Соединенных Штатов и их союзников.
Но кто знает, каким окажется наследник наследника г-на Путина? Кто рискнет предсказать политическую обстановку в России через десятилетие или через поколение? Все, что будет нужно, чтобы спровоцировать кризис, это российский президент, которому надоело продолжающееся обращение прибалтийских республик со своим русскоязычным населением как с гражданами второго сорта, и который примет решение, что Москве следует исправить эту ситуацию, если потребуется, путем применения силы.
В самом деле, кризис может быть развязан, если будущий российский президент придет к заключению, что военное присутствие Запада в Прибалтике является нетерпимым вмешательством в то, что по праву должно рассматриваться как сфера влияния Москвы.
Вот почему постоянные обязательства Соединенных Штатов в вопросах безопасности являются такими неразумными. Эти обязательства могут иметь смысл - или, по крайней мере, быть безвредными - в одних обстоятельствах, но они могут стать обязательствами с потенциально разрушительными последствиями, когда обстоятельства изменятся.
Когда постоянные обещания даются стратегически и экономически малозначимым клиентам, эта глупость только лишь усугубляется. Обязательства в области безопасности перед Литвой и другими прибалтийскими республиками являются тому ярким свидетельством. Если обещаниям Соединенных Штатов когда-либо будет брошен вызов, Вашингтону придется столкнуться с выбором, где одно хуже другого. Соединенные Штаты могли бы отказаться от своих обещаний, что подорвало бы веру в них и породило сомнения в отношении всех прочих обязательств и заявлений во всем мире. Это был бы очень плохой исход.
Но было бы еще хуже, если бы Вашингтон рискнул выполнить свои обещания. Подобный шаг мог бы с легкостью привести к столкновению с ядерной великой державой. Риск такой степени никогда не должен возникать, кроме случая, когда необходимо защитить самые жизненные интересы безопасности Соединенных Штатов. Безопасность трех маленьких прибалтийских наций даже близко не подходит под это определение.
Г-н Буш-младший, должно быть, верит в то, что его обещание литовцам является не более чем упражнением в безвредном (и популистском) политическом символизме. Но это гораздо более серьезно. Один из его преемников, равно как и американский народ, быть может, будет иметь основания сожалеть о его импульсивном и опрометчивом обещании.