Начался визит 50-летнего российского президента Владимира Путина в Китай, где он встретится с 59-летним Ху Цзиньтао (Hu Jintao), новым генеральным секретарем, только что избранным на съезде Коммунистической Партии. Новые китайские лидеры прекрасно разбираются в экономике, но, по сравнению с семидесятилетним президентом народной республики и его современниками, совершенно не знают русского языка. Лидеры обеих стран рассмотрят возможность двустороннего сотрудничества в области торговли.
Это будет уже десятая по счету российско-китайская встреча на высшем уровне после распада Советского Союза в 1991 году; она завершит целый спокойный год, не отмеченный никакими важными событиями. За этот период два соседа-великана (самая населенная страна в мире и самая протяженная страна в мире) определили свои приоритеты в новом столетии. Среди общих интересов особое место занимают распространение российской энергетической отрасли на азиатский и тихоокеанский регионы, сотрудничество в борьбе против международного терроризма, в котором должно учитываться присутствие американских военных на территории Средней Азии, и двустороннее экономическое сотрудничество. Последний пункт подразумевает под собой возможность усовершенствования коммерческих отношений, а, кроме того, и перемещение рабочей силы в пограничных регионах Сибири.
В июле 2001 года Владимиром Путиным и Цзянь Цземинем (Jiang Zemin) было подписано историческое соглашение о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, положившее конец долгой истории взаимных территориальных претензий обеих стран. Практически все 4200 километров общей границы уже определены и обозначены, хотя, по словам министра иностранных дел России Игоря Иванова, осталось разрешить еще незначительные разногласия, касающиеся небольших приграничных участков. В настоящий момент спорный участок составляет 55 километров западной границы между двумя странами.
Динамичное развитие китайской экономики и обстановка сотрудничества между двумя странами, установившаяся в 90-е годы, дали новый импульс к разработке проектов по кооперации в области энергетики. На сегодняшний день сеть газопроводов и нефтепроводов, густо покрывающая всю западную часть территории России, практически полностью отсутствует в Восточной Сибири. За Ангарском, вблизи Иркутска, в зоне озера Байкал транспортировка нефти осуществляется по железной дороге, из-за чего в восточные регионы России поставляется не более двух миллионов тонн нефти в год.
Нефтепровод
Россия и Китай заключили формальное соглашение о строительстве нефтепровода в 2000 году; конкретный договор о строительстве был подписан заинтересованными компаниями в сентябре. В настоящий момент российское правительство должно сделать выбор между северным путем, который протянется по российской территории вплоть до самого Тихого океана, или путем южным, который пройдет по территории Китая.
Первый вариант (3 765 километров, стоимость проекта - 5000 миллионов долларов) подразумевает самостоятельный выход России на нефтяной рынок тихоокеанского региона и развитие энергетической инфраструктуры самых восточных областей страны. Второй - почти 2500 километров и 1700 миллионов долларов - предоставит возможность большей региональной интеграции с Китаем, потому как южный вариант нефтепровода может быть запущен уже в 2005 году и с самого начала стал бы перекачивать 20 миллионов тонн нефти в год. Кроме того, в создание этого проекта участвовало бы обе стороны, так как Китай не согласен с прохождением нефтепровода по территории Монголии.
В том, что касается поставок газа, российский монополист в этой области - Газпром, вместе с компанией «Shell» создал инвестиционный консорциум, ведущий переговоры с китайской стороной о возможности строительства и использования газопровода «Запад-Восток». В настоящее время Китай получает 20000 миллионов кубических метров газа в год, но к 2020 году потребности республики будут составлять 140000 миллионов кубических метров. По мнению эксперта Всеволода Овчинникова, разработка Ковыктинского месторождения в Иркутской области позволит России поставлять в Китай количество газа эквивалентное объему сегодняшнего производства.
Россия и Китай являются членами Шанхайской организации по экономическому сотрудничеству (OSC), основанной в 1996 году, в которую так же входят Казахстан, Киргизстан, Таджикистан и Узбекистан. В настоящий момент OCS еще не завершила начатый ее руководителями в июне этого года в Санкт-Петербурге процесс регистрации объединения в качестве международной организации. Заявления о намерении вести совместную борьбу против терроризма и о создании антитеррористического центра в Бишкеке (Киргизстан) выглядят достаточно расплывчатыми. Инициативу с этой области уже взяли в свои руки американцы и члены международной коалиции, действующие в Афганистане при поддержке трех бывших советских республик Средней Азии (Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана). Российские представители не смогли объяснить, чем же отличается (или каким образом определяется) борьба против терроризма вместе с Китаем от той, что ведется в рамках Организации Договора о коллективной безопасности СНГ, антитеррористический центр которой так же расположен в Бишкеке.
Китай гораздо осторожнее, нежели Кремль, отнесся к американскому присутствию в Средней Азии; Пекин обеспокоили даже отношения Москвы с Атлантическим Альянсом. Двухголовый российский орел традиционно служил для объяснения метаний Кремля между западными и восточными чертами России. Следом за визитом Джорджа У. Буша (George W. Bush) в Санкт-Петербург последовал визит Путина в Пекин. Но после событий 11 сентября политика Москвы этим не ограничивается: хотя отношения Москва-Пекин и могут послужить относительным противовесом отношениям Москва-Вашингтон, в двустороннем сотрудничестве между соседями присутствуют и новые элементы совместной интеграции в глобальное сообщество. Подобное предположение применимо и к Пекину, воспользовавшемуся переговорами России о вступлении во Всемирную Торговую Организацию, чтобы просить Москву открыть границы страны для китайской рабочей силы.
Россия до сих пор опасается пассивной экспансии Сибири, но одновременно с этим Москву беспокоит и постоянное уменьшение численности населения восточных регионов страны. Данный вопрос и серьезные экономические проблемы территории, граничащей с Китаем, обсуждались на прошлой неделе Владимиром Путиным и членами Совета Безопасности. Споры о регулируемой эмиграции китайской рабочей силы в Россию становятся с каждым разом все серьезнее. Между тем, эксперты расходятся в оценке числа китайцев, нелегально проживающих в азиатском регионе России: называются цифры от 300000 до нескольких миллионов. Кроме того эксперты расходятся и в оценке влияния Китая на политическую стабильность России.