Вашингтон. 2 декабря 2002 года. По заявлениям официальных лиц и специалистов по нераспространению оружия массового поражения (ОМП), через 11 лет после того, как Соединенные Штаты взяли на себя обязательство помочь бывшему Советскому Союзу обеспечить более безопасное хранение и демонтаж его ОМП, и через 14 месяцев после того, как президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) сделал своим приоритетом задачу предотвращения попадания этого оружия в руки террористов, огромные и смертоносные запасы ОМП по-прежнему остаются доступными для воров.
Специалисты по контролю над вооружениями утверждают, что, несмотря на все более настойчивые призывы г-на Буша-младшего и других мировых лидеров повысить безопасность хранения ОМП и принять меры против тех, кто способствует его распространению, претворение в жизнь этих призывов увязло в бюрократических и политических спорах в США, России, Европе и Японии. В результате, в то время как Соединенные Штаты толкуют об опасной новой гонке вооружений - между террористами, полными решимости заиметь ОМП, и правительствами, отчаянно пытающимися им в этом помешать - успехи в деле изъятия из оборота опасных материалов слишком медленные.
Угроза распространения ОМП, по словам американских специалистов, не снижается, а возрастает. В числе потенциальных покупателей ОМП называют иракского президента Саддама Хусейна (Saddam Hussein) и Усаму бен Ладена (Osama bin Laden), который сказал, что приобретение ядерного оружия является долгом мусульман.
Угрозу распространения оружия советского производства подчеркнули недавние нападения террористов в Кении. Ракеты портативных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), чуть не поразившие израильский пассажирский авиалайнер, были, по-видимому, советского производства. Считается, что террористы "Аль-Каиды" в последние несколько лет неоднократно обстреливали из ПЗРК советского производства американские летательные аппараты в Афганистане и на Ближнем Востоке.
Если американские законодатели из обеих крупных партий недовольны любыми задержками в деле уничтожения арсеналов бывшего Советского Союза, то сторонники контроля над вооружениями близки к апоплексическому удару. Бывший советский президент Михаил Горбачев этой весной приезжал в Вашингтон, чтобы призвать г-на Буша-младшего и его советника по национальной безопасности Кондолизу Райс (Condoleezza Rice) поторопиться, пока не случилось несчастья. Даже миллиардер Уоррен Баффетт (Warren Buffett) пожертвовал несколько миллионов на дело, которое никак не может сделать правительство США.
Небольшое число консервативных членов конгресса США и твердолобых в Пентагоне (министерство обороны США - прим. пер.), подозрительно относящихся к российским намерениям, сдерживают осуществление ключевых программ нераспространения. Этот вопрос вызвал разногласия среди республиканцев в конгрессе.
Во время недавних слушаний в сенате сенатор Ричард Лугар (Richard G. Lugar), республиканец от штата Индиана, начал ругать вероятных оппонентов, что является очень редким нарушением протокола. Он персонально обвинил конгрессменов Дункана Хантера (Duncan Hunter) из Калифорнии и Керта Уэлдона (Curt Weldon) из Пенсильвании в том, что те блокируют финансирование программ нераспространения.
Специалисты по контролю над вооружениями утверждают, что г-н Хантер и его союзники зарубили программу финансирования строительства в южной России, вблизи населенного пункта Щучье, завода по уничтожению боевых отравляющих веществ (ОВ) нервно-паралитического действия. (Примерно 45000 т этих ОВ хранятся на плохо охраняемых складах, в ржавеющих емкостях, которые в силу своих небольших габаритов могут быть спрятаны в "дипломате".)
Они зарубили также статью бюджета, которая позволяла администрации Буша-младшего израсходовать из фондов на нераспространение до 50 млн. долл. США на улучшение охраны ядерных материалов за пределами территории бывшего Советского Союза, что запрещается существующим американским законодательством. Имелось в виду помочь таким странам, как Пакистан и Югославия, уничтожить или улучшить охрану ядерных материалов оружейного качества, которые могут быть взорваны, украдены террористами или тайно вывезены из страны коррумпированными сотрудниками и проданы на международном черном рынке.
"Сегодня оружейный уран советского производства есть в Северной Корее, - заявил бывший специалист по нераспространению в министерстве энергетики США Джон Вульфстал (Jon Wolfsthal), который сегодня работает в Фонде Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace). - Если бы Ким Чен Ир (Kim Jong Il) лично позвонил президенту Бушу-младшему и сказал 'Пожалуйста, приезжай и забери этот уран', то, в соответствии с действующим в США законодательством, не оказалось бы денег, чтобы его выкупить". "Мы можем разбомбить эти запасы, но мы не можем их купить", - сказал Эндрю Фишер (Andrew Fisher), являющийся представителем сенатора Лугара по связям с общественностью.
Г-н Лугар, который вместе с сенатором Сэмом Нанном (Sam Nunn), демократом от штата Джорджия, более десятилетия назад стоял во главе программы демонтажа советского оружия, в январе примет у сенатора Джозефа Байдена-младшего (Joseph R. Biden Jr.) кресло председателя сенатского комитета по иностранным делам. Г-н Лугар заявил, что защита Америки от ОМП станет его первоочередным делом. Опросы общественного мнения в Америке показывают, что общественность считает распространение ядерного оружия самой серьезной глобальной проблемой.
Соединенные Штаты уже выделили 10 млрд. долл. США на уничтожение оружия. А в июне остальные семь промышленно развитых стран из состава "Большой Восьмерки" обязались выделить в предстоящие 10 лет еще 10 млрд. долл. США. За последние 11 лет Соединенные Штаты израсходовали на эти цели 7 млрд. долл. США, а другие страны - в совокупности 1 млрд. долл. США.
На октябрьских слушаниях в конгрессе США сенаторы Лугар и Байден-младший негодовали, почему некоторые законодатели готовы дать президенту Бушу-младшему полную свободу рук в использовании военной силы против Ирака, который, как подозревается, имеет ОМП, и в то же время не желают потратить куда меньшие средства на мирное сотрудничество с Россией в деле предотвращения возможности кражи ее ОМП или продажи его Ираку или террористам.
Г-н Лугар особенно возмущался тем, что не может добиться выделения ассигнований на начало строительства завода по переработке ОВ нервно-паралитического действия в населенном пункте Щучье, на который Соединенные Штаты уже израсходовали 250 млн. долл. США. Г-н Лугар говорил, что видел и сфотографировал некоторые из примерно 1,9 млн. хранящихся там боеприпасов, наполненных нервно-паралитическими газами зарин (sarin) и ви-экс (VX), каждый из которых при подрыве, к примеру, на стадионе способен умертвить около 85000 человек. В конечном итоге конгресс профинансировал строительство завода в населенном пункте Щучье на 1 год. Это значит, что в сентябре следующего года дебаты по финансированию этого проекта придется начинать сначала.
Совместная американо-российская программа "Уменьшение угрозы" (U.S.-Russian Cooperative Threat Reduction Program) позволила добиться существенных успехов. В частности, уничтожены 6000 ядерных головных частей ракет, 400 ракетных шахт и 1400 ракет; переработан оружейный уран; повышена безопасность хранения ядерных материалов; трудоустроены на других работах бывшие советские ученые, работавшие над созданием ядерного, химического и биологического оружия.
Однако былая подозрительность и нынешний бюрократизм мешают прогрессу в деле уменьшения угрозы со стороны российского ОМП. Так, Япония выделила деньги на демонтаж списанных российских атомных подводных лодок, однако российские местные органы власти блокируют доступ японских контролеров на корабельные верфи, где должен производиться демонтаж подводных лодок, и в результате программа не выполняется вот уже много лет.
"В России никого не уволили за то, что он сказал 'Нет'". - говорит Лаура Холгейт (Laura Holgate), вице-президент частной группы сторонников нераспространения "Nuclear Threat Initiative", которую основал сенатор Сэм Нанн и которую финансируют магнат шоу-бизнеса миллиардер Тед Тернер (Ted Turner) и миллиардер Уоррен Баффетт, пожертвовавший 2,5 млн. долл. США.
"Примерно половина ядерного материала оружейного качества в России плохо охраняется, уничтожение химических боеприпасов только начинается, и многое остается неизвестным в отношении российских программ биологического оружия", - сказано в совместном докладе Российско-американского консультативного совета по ядерной безопасности (Russian American Nuclear Security Advisory Council) и Фонда Карнеги за международный мир.
В докладе особо отмечается слабая охрана склада химических боеприпасов в населенном пункте Щучье, вблизи границы с Казахстаном, где наряду с 85-мм артиллерийскими снарядами в химическом снаряжении хранятся также около 800 головных частей ракет "Scud" (условное наименование НАТО, присвоенное определенному типу советских оперативно-тактических ракет - прим. пер.), некоторые из которых снабжены механизмами разбрасывания бомбочек в химическом снаряжении вроде тех, которыми снаряжаются авиационные бомбовые кассеты, и которые вызывают максимальные потери среди гражданского населения.
"Это - великолепная цель для террористов 'Аль-Каиды'", - сказал Пол Уолкер (Paul F. Walker), в прошлом сотрудник аппарата конгресса США, ныне работающий в "Global Green USA", филиале основанной Михаилом Горбачевым организации защитников окружающей среды и сторонников разоружения. По словам г-на Уолкера, в российских средствах массовой информации (СМИ) появлялись сообщения о попытках несанкционированного проникновения на склады в населенном пункте Щучье. Если даже там что-то и было украдено, никто этого не заметил, потому что до 1994 года там не было инвентарной описи хранимых химических боеприпасов, общий вес которых составляет около 45000 т.
"Если мы хотим, чтобы была реализована поставленная г-ном Бушем-младшим цель обезопасить ОМП от кражи, потребуется больше руководства, больше бюрократических усилий и больше побудительных мотивов для стран, которые имеют такие арсеналы", - сказала г-жа Холгейт. Некоторые американцы возражают против расходования средств налогоплательщиков на уничтожение чужого ОМП или ядерных отходов чужих реакторов, но, как доказывает г-жа Холгейт, Америка больше не может себе позволить такой идеализм. "При такой восхитительной морали мы напрашиваемся на то, чтобы нас уничтожили ядерным оружием", - сказала она.