3 декабря 2002 года. После 11 сентября Россия и Соединенные Штаты объявили о стратегическом партнерстве в борьбе против терроризма. Но их союз держится в силу другой важной причины: нефти. Энергетические интересы бывших противников по "холодной войне", если и не многие другие интересы, точно перехлестываются. Америка хочет сократить зависимость от Ближнего Востока, нарастив свой стратегический резерв нефти и обеспечив побудительные мотивы для увеличения ее добычи в других странах. Формирующийся подход Соединенных Штатов - обрисованный в прошлом году министерством энергетики США и отраженный в законе об энергоносителях, который в настоящее время обсуждается в конгрессе США - вполне устраивает Россию.
Россия продает на мировых рынках около 5 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) сырой нефти и нефтепродуктов в сутки, уступая только Саудовской Аравии. Как и Соединенные Штаты сегодня, Россия многие годы стремится ограничить могущество Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). И теперь, когда Соединенные Штаты заняты поиском новых и надежных источников энергоносителей, Россия видит для себя хорошую возможность резко нарастить добычу нефти.
Президент Владимир Путин, придя к власти в 2000 году, сделал развитие обширных энергетических ресурсов России одной из своих приоритетных задач - и добился некоторых заметных успехов. Крупнейшие российские нефтяные компании завоевывают все возрастающую долю европейского и американского рынков, где их цены являются конкурентоспособными. Российские нефтяные магнаты, которые взяли под свой контроль эти компании в первые дни после распада советской системы, начинают действовать в большей мере как настоящие владельцы, инвестируя в расширение производства.
Используя западные технологии для максимального повышения производительности существующих буровых вышек - вместо того чтобы вкладывать деньги в новое разведочное бурение, которое связано с высокими расходами - россияне сумели снизить себестоимость своей нефти и увеличить получаемую прибыль.
Себестоимость 1 барреля нефти, добываемой второй по величине в России нефтяной компанией "Юкос", немногим более чем на 1 долл. США выше себестоимости легендарно дешевой саудовской сырой нефти. В прошлом году размер ее прибыли был поразительно высоким - 2,97 млрд. долл. США, или 42,5%. "Юкос" - не единственная успешно действующая в России нефтяная компания; есть еще "Сибнефть", "Лукойл" и "Тюменьнефть" (ТНК).
Только за последние 2 года добыча нефти в России выросла более чем на 1 млн. баррелей в сутки. Саудовская Аравия, напротив, не сумела в последние 20 лет увеличить производственные мощности своей нефтяной индустрии. Россияне развивают нефтедобычу, имея в виду прежде всего огромные запросы потребителей энергоресурсов в Америке.
На прошлой неделе четыре ведущие российские нефтяные компании объявили о планах строительства стоящего 1,5 млрд. долл. США арктического нефтяного порта, который сможет удовлетворять до 10% потребностей Соединенных Штатов в импорте сырой нефти. Ожидается, что на этой неделе Россия и Китай подпишут соглашение о строительстве нефтепровода, стоящего 2,5 млрд. долл. США. Эти сделки позволят ликвидировать самые серьезные препятствия на пути эксплуатации нефтяного потенциала России, связанные с доставкой российской нефти на мировые рынки.
Государственная монополия по транспортировке нефти "Транснефть" модернизировала свою трубопроводную систему. К чести России, недавно построенный балтийский трубопровод для снабжения западных потребителей сегодня обладает пропускной способностью 240000 баррелей в сутки.
Если мы хотим, чтобы Соединенные Штаты были менее зависимыми от саудовской нефти, Россия является естественным альтернативным источником. Добывая около 7,1 млн. баррелей в сутки, она экспортирует всего 5 млн. баррелей. Для сравнения, саудовцы экспортируют 7,4 млн. баррелей, что примерно равно совокупному объему добываемой нефти.
Если цену на нефть станет устанавливать рынок, а не картель ОПЕК, доля саудовской нефти на рынках Америки (в настоящее время 15%) сократится наполовину. Это хорошая новость для россиян, которые очень хотят туда втиснуться и зарабатывать деньги. Несколько месяцев назад вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) высказался в поддержку использования российской нефти для пополнения стратегического резерва нефти Соединенных Штатов до предложенного объема в 700 млн. баррелей.
Американо-российский энергетический союз, если до конца использовать его потенциал, стал бы большим благом для потребителей. Если в ближайшем будущем не связанные никакими ограничениями российские частные нефтяные компании станут поставлять на мировые рынки от пяти до девяти миллионов баррелей сырой нефти в сутки, мировая цена на нефть быстро упадет ниже минимально установленной ОПЕК сегодняшней цены в 25 долл. США за баррель.
Американские инвестиции могут помочь превратить нефтяную индустрию России в весьма конкурентоспособную. Россия отчаянно нуждается во внешнем капитале, даже несмотря на то, что до недавних пор она хорошо относилась к своим инвесторам. По словам российского министра энергетики Игоря Юсуфова, российская энергетическая отрасль для своего расширения в период до 2010 года нуждается в инвестировании примерно 50 млрд. долл. США.
Ни в Москве, ни в Вашингтоне не станут проливать слез в связи с кончиной ОПЕК. Америка не считает, что эта организация заслуживает позитивной оценки как устойчивый источник поставок нефти по стабильной цене. Россияне видят нечестного конкурента в этом картеле, защищающем интересы национальных нефтяных индустрий, в то время как в их собственной нефтяной отрасли господствуют обладающие большими богатствами частные предприятия.
Помогая российским частным нефтяным компаниям стать глобальной силой, Соединенные Штаты могут заставить лучше работать своих ближневосточных компаньонов, сцементировать постоянные отношения стратегического партнерства с Россией и, быть может, по ходу дела добиться распада ОПЕК.