13 лет тому назад у берегов Аляски терпел крушение нефтяной танкер Exxon Valdez: следствием трагедии стала не виданная прежде экологическая катастрофа. И, хотя компания «Exxon» сразу же признала, что именно она несет ответственность за случившееся, и оказала посильную помощь в очистке загрязненного побережья, однако и по сей день в водах вблизи Аляски находят остатки разлитой нефти, а пострадавшие жалуются, что полученная компенсация не может возместить потери.
Но, по-видимому, еще печальнее завершится трагедия с танкером «Prestige», затонувшим 14 ноября вблизи берегов Галисии вместе с находившимся в его трюмах нефтяным топливом. По официальной версии судно потеряло лишь 11000 тонн топлива из 70000 перевозимого им, но весьма сомнительно, чтобы компания «Crown Resources AG», зафрахтовавшая танкер, взяла на себя ответственность за последствия произошедшего кораблекрушения. Потому как, в отличие от случая с «Exxon» не так-то просто достоверно узнать, кто/что стоит за этой самой «Crown Resources AG».
Штаб-квартира названной компании находится в настоящий момент в Швейцарии, хотя основная часть капитала «Crown Resources AG» - российская. Имя этой компании периодически всплывало в средствах массовой информации в связи с операциями, проведенными на Кубе Фиделя Кастро (Fidel Castro), в Венесуэле Чавеса (Chavez), в Ливии Каддафи (Gadafi) и даже в Ираке Саддама Хусейна (Sadam Husein). Тем не менее, проблема этим не исчерпывается.
Говоря по правде, можно утверждать, что история здесь только начинается. Упоминавшаяся выше компания является частью колоссального российского холдинга «Альфа-Групп», а его владелец Михаил Фридман - одна из самых значимых фигур в том содрогающемся в конвульсиях мире, в котором нам довелось жить.
Ничто во внешнем виде 38-летнего Фридмана - появившегося на свет в 1964 году под знаком Тельца в городе Львове - не говорит, что это финансовый гений, номер девять в списке сорока самых богатых неамериканцев, не достигших еще сорокалетнего возраста. Толстячок с круглым лицом, белым цветом кожи, внешне очень неторопливый - он больше походит на пухлого мирного ботаника, а не на искусного волшебника-махинатора, состояние которого журнал «Fortune» оценивает в 2100 миллионов долларов.
История его пути на профессиональном поприще изобилует всевозможными легендами; и именно в виде легенды описывается его жизнь в различных российских изданиях. В 1986 году Фридман окончил Московский институт стали и сплавов, начиная с этого времени и до 1988 года он работал инженером на одном из заводов в Электростали.
Но у Фридмана не было никакого желания продолжать работать на кого-то, и когда в 1987 году Горбачев разрешил открывать всевозможные кооперативы и частные предприятия, Фридман не замедлил воспользоваться такой возможностью. Вместе со своим другом Петром Авеном в 1988 году он основал кооператив «Альфа-Фото», предоставлявший фотоуслуги, и «Альфа-Эко». Оба предприятия стали прямыми предтечами холдинга «Альфа-Групп».
Коммерческая деятельность Фридмана в восьмидесятые годы достойна новелл писательницы Тейлор Колдуэлл (Taylor Caldwell) или Марио Пьюзо (Mario Puzo).
Некоторые утверждают, что начинал Фридман с перепродажи билетов в Большой театр. Но, судя по всему, от внимания молодого российского предпринимателя не ускользало ничего: начиная от оренбургских пуховых платков и заканчивая компьютерами. Есть и те, кто утверждает, что прежде чем создать «Альфа-Эко», Фридман занимался продажей корма для лабораторных мышей.
Но не все предприятия Фридмана были столь же достойны хвалы и подражания. Здесь стоит вспомнить так называемых «баронов-грабителей». Этот термин появился в Соединенных Штатах в конце XIX-го столетия для обозначения тех мультимиллионеров, которые нажили свои состояния нелегальным путем, иногда даже при помощи насилия, но по прошествии времени добились уважения в обществе, благодаря меценатству и правильно выбранной социальной политике.
В России этот термин стали применять к тем, кто при пособничестве Бориса Ельцина (а иногда не только его, но и мафии), смог нажить огромные состояния в период великих приватизаций 90-х годов прошлого столетия.
Обычно имя Михаила Фридмана фигурирует в списке из 12 самых влиятельных «баронов-грабителей» России. В принадлежащий ему холдинг входят «Альфа-Банк», «Альфа-Капитал» - несколько компаний, занимающихся производством строительных материалов (цемент, стекло, древесина┘), предприятия по производству продуктов питания (в том числе чая и сахара), сеть супермаркетов, средства массовой информации. Кроме всего перечисленного, «Альфа-Групп» принадлежит и контрольный пакет акций «Тюменской нефтяной компании» (ТНК).
Потому как среди всевозможных интересов Фридмана нефть занимает главное место. Далеко ходить не стоит: в качестве доказательства можно привести одну из последних провернутых им операций.
Не прошло еще и месяца с того момента, как «Альфа-Эко» (одна из компаний возглавляемого Фридманом консорциума) заключила самую крупную за всю историю сделку с Ираком по продаже 20 миллионов баррелей нефти-сырца. И, похоже, что ни санкции, висящие словно Дамоклов меч над режимом Саддама Хусейна, ни угроза того, что подобная трансакция еще больше дестабилизирует и без того непростую обстановку в мире, совершенно не учитывались при заключении столь баснословного соглашения.
Фридман контролирует половину «Тюменской нефтяной компании» - третьей по объему производства нефти в России, а это значит, что он является обязательным референтом на мировом нефтяном рынке. Чтобы было понятнее можно сказать, что компания Фридмана могла бы полностью удовлетворять потребности всей Франции в нефти на протяжении шести месяцев.
Каким образом ему удалось достичь подобного привилегированного положения и сохранить его за собой - это уже другое дело.
Значительная часть танкеров, которые он фрахтует для перевозки нефти, ходят под флагами балтийских государств (Литвы, Латвии и Эстонии), которые не подписали Парижского протокола, благодаря чему им удается избегать проверок в своих портах.
Запрещенное топливо
Некоторые из этих кораблей принадлежат компаниям с темным прошлым, обычно использующим судна, находящиеся в плачевном состоянии. «Prestige», на протяжении уже многих лет значившийся в черном списке крупнейших нефтяных компаний, принадлежит «Mare Shipping Inc» (этой же компании принадлежал и нефтяной танкер «Mar Egeo», потерпевший в 1992 году крушение вблизи Ла Копуньи).
В довершение всех зол, топливо, которое перевозят суда, зафрахтованные холдингом Фридмана, как правило, самого низкого качества. Так, к примеру, содержание серы в топливе с «Prestige» составляло 2,58%, что в более, чем два с половиной раза превышает норму содержания этой примеси в топливе, разрешенном Европейским Союзом к продаже на территории Европы.
Французская Служба расследования происшествий произвела анализ топлива с затонувшего танкера и установила вплоть до шести компонентов, которые Международное агентство по исследованию раковых заболеваний относит к категории «возможных» и «допустимых» веществ, способных спровоцировать раковые заболевания в случае их попадания в тело человека через пищевой тракт, дыхательные пути или при довольно длительном физическом контакте с этими примесями.
Михаил Фридман продолжает проворачивать подобные махинации, но, похоже, что его все больше волнует то, насколько благопристойно он выглядит в глазах мирового сообщества. В апреле этого года во время пресс-конференции, устроенной в музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, Фридман объявил о своем намерении построить памятник Иосифу Бродскому - великому русскому поэту, лауреату Нобелевской премии. И это, несмотря на распространившиеся в России слухи о его страшной скаредности: говорят, он даже стреляет сигареты у своих телохранителей.
Поступок, вне всякого сомнения, оказался весьма эффектным, а, кроме того, стал явным примером связи Фридмана - связи, всегда отрицавшейся самим магнатом - с политической элитой, потому как проект строительства памятника поэту создавался под патронажем мэрии Санкт-Петербурга - второго по значимости города России.
Филантроп
И, словно всего этого мало, в прошлом месяце Фридман добился того, чтобы российский еврейский конгресс избрал его президентом новой гуманитарной организации, объединяющей несколько еврейских союзов России. Указанный факт кажется тем более шокирующим, если учесть, что Фридману сделали обрезание в возрасте шести лет, и подобный опыт оказался для него столь травматичным, что сам «барон-грабитель» от всего сердца ненавидит добропорядочных евреев-ортодоксов.
При таком положении вещей - во всяком случае в том, что касается связей с общественностью - можно уже говорить, что Фридмана теперь воспринимают не только как крупного коммерсанта, но и как мецената и филантропа.
За добрыми делами, совершенными сегодня, можно скрыть грешки прошлого, которые нет никакого желания вспоминать и никто даже с точностью не поручится за то, что они были совершены. А что же произойдет в ближайшем будущем? Мы станем свидетелями морального спасения Фридмана, который одной рукой будет получать доходы от своих совершенно легальных предприятий, а другой - раздавать полученные деньги на богоугодные дела?
Если судить по событиям дней сегодняшних, то в подобный исход поверить сложно. Вне всякого сомнения лишь одно: если сложившуюся ситуацию оценивать только с экономической точки зрения, то будущее «Альфа-Групп» и Михаила Фридмана выглядит совершенно безоблачным.
В последнее время российский магнат занимался тем, что уговаривал такие компании, как ВР, Royal Dutch/ Shell Group и Total Fina Elf, открыть свои двери российской нефти и тем самым уменьшить зависимость западных компаний от поставок с Ближнего Востока. В апреле этого года BP была готова вложить в ТНК еще 375 миллионов долларов.
Летом этого же года Фридман заявил, что экономический кризис в Аргентине, финансовые скандалы в США и усложнившаяся ситуация на Ближнем Востоке должны заставить зарубежных инвесторов подумать о российском рынке. Такая музыка ласкает слух, но действительность несколько расходится с симфонической поэмой, написанной российским магнатом.
Так, к примеру, в прошлом году инвестором #1 в российскую экономику стал Кипр (15% от общей суммы инвестиций), а на пятом месте оказался сосед Испании - Гибралтар. Оба указанных факта кажутся на удивление подозрительными, если учесть, что население Кипра еле-еле превышает 700000 жителей, а Гибралтара - не достигает даже 30000.
Отмывание денег
То, что две столь незначительные и в географическом, и в демографическом плане страны оказались на таком высоком месте в списке инвесторов (в российскую экономику), наталкивает на предположение (вполне логичное), что речь идет не столько об инвестициях, сколько об осуществлении широкомасштабной операции по отмыванию денег. Операции спланированной и осуществляемой российской мафией.
Таким образом получается, что деньги в Россию идут не от заграничных инвесторов и что речь идет о богатстве сомнительного происхождения, полученном в результате деятельности зачастую почти нелегальной, а иногда и полностью противозаконной.
При подобных обстоятельствах Испания оказывается в особо деликатной ситуации. Близость Гибралтара, на территории которого и была создана в 1996 года «Crown Resources», и общеизвестная роль этого анклава в отмывании денег различных преступных группировок, помещают Испанию в самый эпицентр экологических катастроф будущего.
Вызывает беспокойство и тот факт, что в эти дни, когда еще не успела забыться трагедия с «Prestige», концерн Фридмана зафрахтовал следующий танкер - «Byzantio» - который по заказу «Crown Resources» должен перевезти 53000 тонн топлива.
Подобно «Prestige», «Byzantio», который на прошлой неделе в пятницу пытались остановить представители Greenpeace.es, нефтеналивное судно, плавающее под флагом удобного для подобных махинаций государства. В августе этого года танкер был задержан в Дублине, и в его системе обнаружили восемь неисправностей. Кроме всего вышесказанного, «Byzantio» должен проплыть вблизи берегов Испании, через Гибралтарский пролив в направлении Сингапура и Индонезии.
Всего лишь несколько недель назад Фридман заявил, что «нефтяная отрасль в России, по сравнению с другими производствами, сегодня самая «процветающая», особенно в ситуации обострившегося ближневосточного кризиса». Вполне возможно, что он прав. Проблема заключается лишь в том, что вот эта самая «горючесть», а кроме того и чернота, российской нефти по-прежнему представляют собой угрозу для побережья Испании.
Более 900 миллионов евро
В Галисии, в центрах ветеринарной помощи находится более 560 птиц, более 100 пернатых было найдено мертвыми в Кадисе и Уэльве; 25% птиц, мигрирующих в направлении Каталонии и Балеарских островов, запачканы нефтью, под угрозой существование многочисленных видов птиц, рыб, ракообразных┘. В первые дни после крушения танкера рыбаки сообщили, что их потери составляют около 90 миллионов евро, но урон, нанесенный «Prestige»экологическому состоянию региона еще предстоит оценить и сделать это будет непросто. Последствия катастрофы с нефтеналивным судном «Mar Egeo», произошедшей в 1992 году вблизи галисийских берегов, сказывались на экосистеме северного побережья Испании на протяжении четырех лет.
Михаил и 11 «баронов»:
Более 70% богатств России находится в руках 12 человек. Это элита так называемых «баронов-грабителей», магнаты, получившие свое состояние в результате темных махинаций. Михаил Фридман один из них. Вот список остальных 11 баронов:
Вагит Алекперов. До 1991 году занимал различные посты в министерстве нефтяной и энергетической промышленности, после чего стал президентом компании «ЛУКОЙЛ», запасы нефти которой сопоставимы с запасами американской «Exxon». По оценке журнала «Forbes», он входит в пятерку самых богатых людей России.
Борис Березовский. По мнению журнала «Forbes», еще один из пяти самых богатых россиян, которого американские СМИ представляют как главаря российской мафией. Весьма влиятельный медиа-магнат, основатель «ЛогоВАЗ», компании, продающей на территории России «Fiat» и «Mercedes», один из главных акционеров «Аэрофлота»┘.
Владимир Богданов. Родился в Суйерке в 1951 году, на сегодняшний день играет одну из главных ролей во второй нефтяной компании страны «Сургутнефтегаз».
Анатолий Чубайс. Именно это человек руководил приватизацией при Борисе Ельцине. Его состояние строится на отношениях с другими олигархами. Из 12 баронов он самый «бедный».
Владимир Гусинский. Владелец холдинга «Мост», интересы которого распространяются на строительную промышленность, финансы и средства массовой информации.
Михаил Ходорковский. Основатель «Менатеп», в зоне его интересов: химическая промышленность, компьютерная техника, строительство, бумажное производство┘.
Виталий Малкин. В 1994 году стал президентом банка «Российский Кредит». Основные вложения - в металлургической промышленности.
Владимир Потанин. В конце 90-х годов считался самым богатым человеком в России. В 1996-1997 годах занимал пост вице-премьер министра. Президент «Онексимбанка», ему принадлежит крупнейшее в мире предприятие по производству никеля и палладия - «Норильский Никель».
Александр Смоленский. Владелец банка «Столичный» и нескольких средств массовой информации.
Рем Вяхирев. При поддержке экс-премьер министра Черномырдина стал президентом газового гиганта «Газпром», производящего 8% валового продукта России. Контролирует несколько банков и изданий.
Владимир Виноградов. Владелец «Инкомбанка», интересы которого распространяются на нефтяную, металлургическую, деревообрабатывающую промышленность.