Унаследованная от генерала де Голля внешнеполитическая стратегия Франции, основанная на проведении независимого от США курса на международной арене, сегодня вступает в противоречие с планами Вашингтона превратить НАТО в придаток Пентагона. В последнее время в печати Пятой Республики все чаще звучит критика позиции США в отношении альянса. Французы, пожалуй, могли бы согласиться с мнением президента России Владимира Путина, высказанным 3 декабря в Пекине: "Теперь нет ни Варшавского договора, ни Советского Союза, и, на первый взгляд, исчез смысл существования НАТО. Сейчас НАТО ищет, чем бы заняться, с кем бороться".
Влиятельная французская газета Le Monde опубликовала 5-го декабря комментарий известного публициста Лорана Зешини под заголовком: «НАТО как инструмент планетарной политики Америки». Автор отмечает, что «сегодня НАТО более не рассматривается Вашингтоном в качестве эффективной коллективной военной организации». По мнению автора, завершившийся в конце ноября в Праге саммит НАТО окончательно прояснил роль Североатлантического альянса в новой стратегии Вашингтона: отныне этот военный союз призван стать придатком могущественной военной машины США и будет использован для обеспечения «планетарной роли США».
«На первый взгляд, все прошло по заранее намеченному плану: на саммите альянс, в который вступили семь стран бывшего коммунистического блока, объявил о реформе, цель которой - оправдать свое существование перед лицом угроз терроризма и распространения оружия массового уничтожения», - отмечается в комментарии. Однако, продолжает автор, «все это - лишь виднеющаяся часть айсберга». Лоран Зешини считает, что Вашингтон, убедившись в неэффективности НАТО, отчетливо обозначившейся в период кризиса в Косово, пересмотрел роль альянса. И сегодня в случае возможной операции США против Ирака Североатлантический альянс будет в роли стороннего наблюдателя. По мнению автора, отныне полезность НАТО для США только в том, чтобы «поглотить страны, ранее находившиеся в орбите влияния Москвы» и чтобы вести политический диалог с Россией. При этом, продолжает он, вся «тяжесть обеспечения планетарной безопасности взваливается на плечи американцев».
С одной стороны, европейцам выгодно доверять свою безопасность «американскому зонтику», так как жесткие бюджетные ограничения вынуждают их экономить на оборонных расходах. «Европейские страны могли бы согласиться с тем, что их вооруженные силы превратятся в придаток армии США», - отмечается далее в комментарии Le Monde. Но, с другой стороны, западные партнеры не намерены полностью подчинять свою оборонную стратегию планам США по созданию однополярного мира. Вот почему, союзники США по НАТО разработали проект «европейской политики безопасности и обороны» (PESD). «Пентагон и часть администрации США испытывают недоверие к этому проекту», - отмечает автор. Это и понятно: ведь в противовес Силам быстрого реагирования НАТО, где доминируют американцы, западные страны создают независимые от США Европейские силы быстрого реагирования.
Впрочем, продолжает Лоран Зешини, пока Западу не удалось выработать единую позицию в вопросе реализации «проекта европейской обороны». Так, Париж ратует за то, чтобы европейская оборона была «автономной», в то время как англичане «видят ее функционирование лишь в рамках тесной координации действий с НАТО и США». «Однако внесенные Францией совместно с Германией предложения по оборонному разделу Конвенции будущей Европы вынуждают британцев определиться, с кем они - с США или с европейцами». Вызов, который бросают европейцы Вашингтону, может «дорого им обойтись в политическом плане, но такова цена сопротивления новой «мягкой» американской гегемонии», - так завершает свой комментарий в газете Le Monde Лоран Зешини.