Истеблишмент Москвы страшно мучают скверные подозрения: США, как и во время войны в Афганистане, собираются использовать военную кампанию против Ирака для того, чтобы обеспечить свое влияние во взрывоопасном с точки зрения политики и энергетических ресурсов регионе на Среднем Востоке военными средствами. Россия теперь принимает ответную меру, по крайней мере, символически: президент Владимир Путин посетил вчера в киргизской столице новую военно-воздушную базу, которую строит там российская армия - в непосредственной близости от авиационной базы США в бишкекском аэропорту Манас.
Хотя Россия твердо стоит на стороне США в международной антитеррористической борьбе, Кремль в настоящее время снова заметно усиливает свою роль в регионе. Россия разместит в Канте, в 14 километрах южнее Бишкека, примерно 20 истребителей, транспортных самолетов и вертолетов. «Серьезно и надолго» собирается осесть армия на базе в Киргизстане, где будут проходить службу 700 человек, сообщает московская «Независимая газета».
Группировка военно-воздушных сил - часть сил быстрого реагирования (СБР), которые находятся в Средней Азии согласно Договору о коллективной безопасности стран СНГ. В соглашение входят наряду с Россией и Киргизстаном Казахстан, Армения, Белоруссия и Таджикистан. В Москве СРБ, созданные в прошлом году, уже прозвали «евразийской НАТО». Задачей СБР является борьба, прежде всего, в странах Средней Азии против местных исламских экстремистов, таких, как представители Движения независимости Узбекистана, которые хотят замены светских правительств на исламский халифат.
Но одновременно Кремль хочет компенсировать западное военное присутствие в Средней Азии, говорит Александр Пикаев из московского бюро Фонда Карнеги (Carnegie). Так, только США держат в Киргизии 300 человек, в таджикском аэропорту Куляб - 50 военнослужащих, а на своей основной военно-воздушной базе в узбекском Ханабаде - до 3 000 человек. Наряду с этим силы численностью до 1 000 человек имеют страны НАТО Франция, Германия, Норвегия, Англия и Дания.
В то время, как российское правительство исходило из того, что Запад будет использовать базы в странах СНГ в основном в целях организации снабжения в Афганистане, французы разместили в Манасе также истребители «Мираж», причем спустя продолжительное время после того, как самый напряженный период в войне в Афганистане, уже завершился. «Независимая газета» видит в этом «опасность расширения военного присутствия США и НАТО в регионе».
Правда, профилирующаяся на политике газета не исключает, что «молниеносная победа американцев в Афганистане была выгодной для России, поскольку она предотвратила вторжение талибов в уязвимую Среднюю Азию. Это подвергло бы угрозе южный фланг России, не в последнюю очередь, по той причине, что оборонительный союз СНГ, о котором была достигнута договоренность в 1992 году, не состоялся. Западные военные базы полезны также и для среднеазиатских государств-членов СНГ, они все же предотвращают региональные войны. Цена за это: США обеспечили себе доступ в богатый сырьем регион.