Москва, 5 декабря 2002 года. Семидесятиоднолетний Николай Любимов работал сторожем в московском театре, который в октябре был захвачен и в течение 57 часов удерживался чеченскими повстанцами. После окончания этого инцидента он сказал, что провел в госпитале 24 дня, восстанавливаясь после отравления усыпляющим газом, с помощью которого российский спецназ вывел из строя повстанцев и навеки упокоил многих заложников.
По его словам, он продолжает страдать от остаточной немоты в тканях и сердечных болей и с каждым месяцем вынужден тратить все больше денег на лекарства. Г-н Любимов сделал шаг, который не так давно был бы немыслимым, но стал все более обыденным в сегодняшней России. Он подал судебный иск против правительства.
Г-н Любимов и еще семеро человек - в их числе четверо выживших заложников и родственники троих умерших - подали судебные иски, требуя компенсации физического и морального ущерба, который, согласно их утверждениям, произошел вследствие их ужасающего захвата и смертоносного штурма, который положил ему конец.
Подобное было бы неудивительным в Соединенных Штатах: к портовым властям Нью-Йорка и Нью-Джерси предъявлено свыше 1000 исков, связанных с нападениями 11 сентября прошлого года на Всемирный торговый центр. Но московские иски вызвали здесь суматоху, не в меньшей степени по причине указанных в них больших денежных сумм. Суммы, которые истцы хотят получить от правительства Москвы, баснословно велики и эквивалентны почти 1 млн. долл. США для каждого из семи и 500000 долл. - для восьмого. В России средний доход составляет от 970 долл. США в год за пределами Москвы и до 4450 тыс. долл. в год - в столице. Г-н Любимов, пенсионер, занятый неполный рабочий день в театре, зарабатывал там менее 100 долл. США в месяц.
Представитель мэра Москвы Юрия Лужкова сказал, что выплата столь высоких компенсаций была бы равноценна "признанию вины за террористический акт", заявив корреспонденту газеты "Правда", что "с этим правительство Москвы согласиться не может".
Но во вторник истцы одержали свою первую победу, когда один судья согласился рассмотреть их заявления, назначив следующее слушание на 24 декабря и назвав в качестве главного ответчика финансовое управление мэрии.
Россия сегодня далека от сутяжничества, однако судебные иски заложников являются очередным шагом в запинающейся эволюции к демократии, который, быть может, сигнализирует, что права государства автоматически не главенствуют над правами его граждан. Россияне все чаще получают доказательства того, что можно оспорить свою правоту в суде даже у государства. Известный российский адвокат Генри Резник заявил: "Мы не только равны, но, как говорится в старой советской песенке, 'мы впереди планеты всей'.
Президент России Владимир Путин решительно защищал действия своего правительства как оправданную реакцию на террористов, угрожавших взорвать театр и убить всех, кто в нем находился. Мало кто в России осмеливается открыто перечить ему.
Истцы не стремятся доказать, что имела место халатность во время штурма, что вызывает споры, поскольку умерли, по меньшей мере, 129 заложников, почти все - от отравления газом, который был использован во время спасательной операции. Жертвы просто хотят получить компенсацию за те долговременные эффекты, которые были вызваны нахождением в плену у террористов - за "моральные страдания", как принято говорить здесь. Их адвокат Игорь Трунов утверждает, что иски его подзащитных вполне обоснованны. Он говорит, что вскоре появятся новые исковые заявления, в частности, от родственников погибших, которые в среду отметили традиционный для России 40-й день памяти умерших.
В России после развала советской системы гражданских исков о компенсации за всевозможные страдания стало неизмеримо больше. Во многих случаях истцы выигрывают их, хотя суммы исков редко превышают несколько тысяч долларов. В этом году одному судье из Краснодара повезло выиграть иск на сумму 1 млн. долл. США к газете "Новая Газета" за оскорбление чести и достоинства. Позднее это судебное решение было отменено, а истец и ответчик прибегли к урегулированию своих разногласий внесудебным путем.
После захвата заложников в театре правительство города Москвы согласилось выплатить пострадавшим примерно по 1500 долл. США, а родственникам погибших - вдвое больше. Благотворительные организации также собрали деньги для бывших заложников, чтобы оплатить их расходы на лечение и прочие расходы. Участникам труппы "Норд-Ост" и сотрудникам театра было выплачено почти по 800 долл. США из фондов Государственного подшипникового завода, которому принадлежит театр.
Г-н Любимов выражает свою глубокую благодарность заводу за материальную помощь и докторам за спасение от смерти, однако заявляет, что у него отмечаются стойкие расстройства здоровья, ввиду чего он не уверен, что сможет продолжать трудиться. Отвечая на вопрос, не является ли его готовность спорить с властями признаком перемен в России, он, чуточку помедлив, утвердительно кивнул. "В прошлом, - сказал он, - мне бы это даже не пришло в голову".