«Точный, полный, всеобъемлющий» - так звучат требования резолюции 1441 Совета безопасности ООН к докладу иракского правительства о запрещенных вооружениях и программах вооружений, который вчера вечером был получен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. О том, что он «всеобъемлющий» можно судить по количеству страниц: их 11 807, плюс компакт-диски с объемом информации на 529 мегабайт. Насколько доклад «точен» и «полон», можно будет сказать, по оценкам дипломатов ООН, - если это вообще можно сделать - не раньше, чем через несколько недель. Впрочем, вероятнее всего, что вопрос, соответствует ли доклад обоим этим требованиям, останется спорным уже по одним только политическим причинам. А утверждение, будто требования не выполнены, будет, возможно, играть существенную роль при принятии решения относительно войны.
По данным ответственного за составление и окончательную редакцию доклада генерала Хуссама Мухаммада Амина (Hussam Muhammad Amin), Багдад в докладе остается на прежней позиции: со времени отъезда последней комиссии военных экспертов ООН (Unscom) в декабре 1998 года в Ираке «нет ни ядерного, ни химического, ни бактериологического оружия массового уничтожения, как и баллистических ракет». В докладе, как сообщили газете дипломаты ООН, отмечается, что Ирак с 1998 года также больше не осуществляет в области таких вооружений «никаких активных» программ. Правда, в докладе содержится «полное перечень» старых запасов бактериологического и химического оружия, а также базисных субстанций для производства подобного оружия, которые, в частности, были зарегистрированы прежней комиссией в декабре 1998 года, но не были уничтожены. Согласно докладу, эти прежние запасы находятся на тех же местах, где в свое время их обнаружили инспектора. Среди них - горчичный газ, на который инспекторы "Unmovik" - преемники прежней комиссии "Unscom" - натолкнулись на прошлой неделе. Кроме этого, в докладе перечисляются все химические и биологические объекты, оборудование и материалы, которые по представлениям правительства, хотя и служат исключительно мирным целям, но теоретически могут быть использованы также для производства оружия массового уничтожения. Эти так называемые мощности двойного назначения касаются, например, в целом всех химических заводов - не только в Ираке, но и во всем мире. В этой связи международные инспекторы регулярно проверяют все химические заводы во всех 170 государствах, которые являются участниками международной Конвенции о запрещении химического оружия.
Ведет Ирак «активные» работы по реализации программ в области разработки вооружений, запрещенных ему ООН, или нет? В связи с этим вопросом не позднее, чем через несколько недель вокруг доклада может возникнуть спор. Или, например, не является ли доказательством «активной» реализации программ вооружения, что опровергает Багдад, вопрос о планах создания ядерного оружия, информация о чем, согласно заявлению одного из экспертов по вооружениям ООН газете "Bild am Sonntag", должна содержаться в докладе? Или в нем задокументированы только данные, которые остались в памяти сотрудников, участвовавших в реализации прежних ядерных программ, и после закрытия этих программ? США, и другие официально признанные ядерные державы - Россия, Великобритания, Франция и Китай - хотят не допустить, чтобы информация о возможных планах создания ядерного и другого оружия массового уничтожения была доведена сразу же и до десяти непостоянных членов Совета безопасности. По этой причине руководителю комиссии по контролю над вооружениями Гансу Бликсу (Hans Blix) предстоит в ближайшие дни представить для непостоянных членов Совета доклад с соответствующими купюрами.
По оценкам дипломатов ООН, доклад должен быть представлен Совету безопасности не ранее следующей недели. США хотят, чтобы первоначально доклад был направлен пяти постоянным членам Совета безопасности, что позволит обеспечить его большую закрытость от общественности, чем, если он был бы представлен сразу 15 членам. Дело в том, что доклад содержит перечень фирм, которые поставляли в период после 1998 года ноу-хау, технологии, узлы и материалы для реализации иракских программ вооружения или, по меньшей мере, предлагали их поставки. Среди фирм, по имеющимся в ООН данным, есть также компании США, а также немецкие и другие европейские фирмы. По информации, имеющейся в газете, часть предложений и поставок была сделана и произведена немецкими фирмами при условии, что об этом знало, терпело или чему даже способствовало правительство Германии. Администрация Буша (Bush) хотела бы держать в запасе вариант, когда бы она удалила из списка названия компаний перед тем, как передать затем документ десяти непостоянным членам Совета безопасности. А потом, в ближайшие месяцы, Вашингтон смог бы использовать информацию о запрещенной торговле немецкими и другими европейскими компаниями в качестве инструмента давления. Она будет кстати, чтобы получить поддержку в вопросе о войне против Ирака от правительств стран, которые еще проявляют в данном вопросе сдержанность.