Г-н Бучольз был экономическим советником в администрации первого Буша и исполнительным директором компаний "Enso Capital" и LLC.
Вашингтон, 9 декабря 2002 года. Планы Вашингтона направить войска, чтобы лишить Саддама Хусейна (Saddam Hussein) его оружия массового поражения (ОМП), натолкнулись на трудные вопросы. Кое-кто не уверен в том, что мы способны установить в Ираке демократический режим. Другие сомневаются, действительно ли наш национальный интерес настоятельно диктует необходимость такого шага. Но, выставляя войну с терроризмом как главное обоснование акции против Ирака, политики затушевывают ключевое соображение: нефть.
Когда в 1990 году мы в последний раз вторглись в Ирак, нефть была нашей главной заботой. Сегодня эта озабоченность сохраняется, если только не становится сильнее. Иракские нефтяные месторождения сегодня находятся в закладе у Саддама. Но, когда Саддам падет, можно будет использовать иракскую нефть для манипуляций с целью подрыва Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК).
ОПЕК была создана на конференции в Багдаде в 1960 году с целью координации мировых цен на нефть. С 1970-х годов это очень могучий картель. Сегодня, вместо того чтобы рационализировать цены, он фактически вымогает деньги у работающих семей во всем мире и перераспределяет их между королевскими семействами и диктаторами по всему Аравийскому полуострову, Африке и Латинской Америке. Всякий раз, когда ОПЕК решает поднять цену за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) сырой нефти на 1 долл. США, он вытаскивает из карманов покупателей более 10 млрд. долл. США.
Утверждения, что этот картель облегчает цикл обеспечения мировых потребностей в данной продукции, не соответствуют действительности. Нефть - не кофе, который может внезапно стать дефицитом из-за того, что в Андах идут дожди. В 2000 году жадность ОПЕК, которая затянула на шее всего мира удавку в виде цены на нефть 35 долл. США за баррель, способствовала депрессии в мировой экономике.
Если освободить мировой нефтяной рынок от регулирования со стороны этого картеля, цена на нефть установится где-то на уровне 15 долл. США за баррель вместо нынешней цены порядка 29 долл. США за баррель. Одно это позволило бы мировой экономике вырасти на 1,2%. Но члены ОПЕК прилагают отчаянные усилия в попытке удержать цены на уровне 30 долл. США за баррель, чтобы поддерживать наплаву экономики своих стран, которые плохо управляются.
Разделаться с ОПЕК не так-то просто: это не будет легкой политической прогулкой. Но, когда будет отстранен от власти Саддам, политический ландшафт на Ближнем Востоке начнет быстро меняться. В данный момент 20% объема добываемой ОПЕК нефти приходится на Иран и Ливию. С Ираком этот объем приближается к 30%. Но, хотя на долю стран ОПЕК приходится 77% разведанных запасов нефти, США, Канада, Мексика, Норвегия, Соединенное Королевство и Россия в совокупности снижают долю ОПЕК в экспорте нефти примерно до 40% мирового рынка. С установлением в Ираке нового режима этот рычаг влияния станет сильнее.
Любые сокращения нефтедобычи в странах ОПЕК можно будет компенсировать увеличением поставок из Ирака, чтобы цены лучше отражали затраты и нормальную норму прибыли. Нефтяные запасы Ирака, оцениваемые на уровне 112 млрд. баррелей, достаточны, чтобы расстроить любой сговор ОПЕК. Со временем, когда у Ирака будет более демократическое правительство, и он станет независимым от ОПЕК, контроль над нефтяными месторождениями следует вернуть в руки Ирака.
Не приходится сомневаться, что некоторые выступят против этой идеи, потому что они не хотят вмешиваться в контроль над природными ресурсами Ирака. Но эти аргументы уже запоздали: Саддам сам напросился на подобную реакцию, захватив и уничтожив кувейтские нефтяные месторождения. Данное предложение гарантирует, что доходы от иракской нефти останутся у иракского народа (а не осядут на банковских счетах Саддама). Если у нас будет политическая воля, данный курс может принести много хорошего.