Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чеченец, экстрадиции которого добивается Москва: кто он, преступник или миротворец?

Ахмед Закаев, главный эмиссар изгнанного президента Чечни Аслана Масхадова, сегодня стал объектом второго за последние недели спора по вопросу его экстрадиции, на этот раз между Россией и Великобританией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В интервью, данном в Копенгагене на прошлой неделе, г-н Закаев настаивал, что чеченские повстанцы хотят мира, но предостерегал, что кое-кто готов осуществить новые нападения, которые могут привести к "большим потерям среди гражданского населения". "Мы оказались в порочном кругу, - сказал он. - Российские силы проводят карательные операции против гражданского населения Чечни, а борцы сопротивления осуществляют акции возмездия против российских сил. И в России, и в Чечне ситуация выходит из-под контроля. И такие операции, как та, что была проведена в Москве, могут повторяться".

Москва, 8 декабря 2002 года. Ахмед Закаев был актером и полевым командиром чеченских повстанцев, переговорщиком, политиком и затем снова полевым командиром. В последнее десятилетие он стал, пожалуй, самым известным публичным деятелем в борьбе Чечни за независимость от России. Для российского правительства это террорист и убийца, который однажды отстрелил пальцы на руке одному пленнику и в подвале своего дома в Чечне устроил тюрьму, как утверждает один кремлевский чиновник. Для других, даже в России, он не преступник, но скорее лучшая надежда на мирное разрешение долгого и кровавого конфликта.

Г-н Закаев, главный эмиссар изгнанного президента Чечни Аслана Масхадова, сегодня стал объектом второго за последние недели спора по вопросу его экстрадиции, на этот раз между Россией и Великобританией. По прибытии в Лондон во вторник вечером он был арестован, но отпущен под залог до суда в среду, где будет решаться вопрос, следует ли экстрадировать его в Россию, где его должны судить за уголовные преступления.

Его судьба стала испытанием для усилий президента Владимира Путина обрисовать чеченский конфликт как часть более широкой борьбы против терроризма. То, как она сложится, может повлиять на ход войны: закончится ли она миром или будет продолжаться с возрастающей жестокостью.

В интервью, данном в Копенгагене на прошлой неделе, г-н Закаев настаивал, что чеченские повстанцы хотят мира, но предостерегал, что кое-кто готов осуществить новые нападения, которые могут привести к "большим потерям среди гражданского населения". "Мы оказались в порочном кругу, - сказал он. - Российские силы проводят карательные операции против гражданского населения Чечни, а борцы сопротивления осуществляют акции возмездия против российских сил. И в России, и в Чечне ситуация выходит из-под контроля. И такие операции, как та, что была проведена в Москве, могут повторяться".

Российские власти считают подобные предостережения доказательством того, что г-н Закаев и г-н Масхадлов готовят новые террористические нападения. Г-н Закаев это отрицал, но его замечания могут указывать на то, что руководители восстания, возможно, уже не контролируют некоторых самых известных чеченских полевых командиров. Они ставят вопрос, а можно ли положить конец насилию даже в случае, если, как надеется г-н Закаев, будут начаты мирные переговоры.

"В Чечне каждый день, после каждой "зачистки' создаются анонимные группы борцов, которые не контролируются генеральным штабом чеченских вооруженных сил", - сказал он, имея в виду военное крыло, находящееся под руководством г-на Масхадова. - Они ведут операции самостоятельно и избирают собственные методы отмщения".

Г-н Закаев среди руководителей повстанцев в Чечне считается умеренным. Он первым осудил захват заложников в московском театре. По просьбе России он был арестован датскими властями, но на прошлой неделе освобожден.

После окончания инцидента с захватом заложников на одном чеченском веб-сайте появилось сообщение, что ответственность за эту акцию взял на себя полевой командир чеченцев Шамиль Басаев, который в августе был назначен г-ном Масхадовым главой военного комитета. Г-н Закаев, отрицая причастность к захвату заложников г-на Масхадова, в то же время признал, что сам лидер чеченского восстания становится все более радикальным. "Пока он еще контролирует ситуацию, но как долго это продлится? - спросил он. - С каждым днем сама война становится все более радикальной".

Г-н Закаев не был в Чечне с начала 2000 года. В ноябре 2001 года, через 2 месяца после того, как Россия выдала международный ордер на его арест, он встречался в московском аэропорту с представителей Кремля генералом Виктором Казанцевым. В этом году он неофициально встречался в Лихтенштейне и в Швейцарии с другими российскими чиновниками, включая единственного депутата парламента от Чечни Асламбека Аслаханова, а также и бывшего председателя Совета Безопасности России Ивана Рыбкина.

Юридическое преследование со стороны России, очевидно, закрыло дверь для дальнейших переговоров. Г-н Путин исключил возможность переговоров с г-ном Масхадовым и приказал российским "силовикам" нарастить усилия по уничтожению чеченских повстанцев. При этом г-н Закаев также остался в состоянии дипломатической неопределенности. Покинув Чечню, он некоторое время пребывал в Грузии, Турции и ранее в нынешнем году в Великобритании но сегодня его присутствие представляет угрозу для любой страны, которая позволит ему остаться на своей территории.

Датские власти, продержав г-на Закаева под арестом 34 дня, выпустили его после того, как министерство юстиции отказалось удовлетворить просьбу России о его экстрадиции. Он сам отвергает всякие обвинения в уголовных преступлениях. Он путешествует с советским паспортом, никогда с момента распада Советского Союза в 1991 году не обращался за российским паспортом и не считает себя гражданином России. Сегодня он лишился и советского паспорта, который был у него отобран лондонской полицией. В среду в суде будет рассмотрена просьба России о его экстрадиции по обвинению, в том числе, в убийстве в 1996 году православного священника и "не менее 300 милиционеров".

У г-на Закаева много известных сторонников, в числе которых актриса Ванесса Редгрейв (Vanessa Redgrave) и российский олигарх в изгнании Борис Березовский, бывший советник по национальной безопасности США Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski) и Елена Боннэр, вдова российского диссидента Андрея Сахарова.

Российский министр иностранных дел Игорь Иванов приравнял г-на Закаева к террористу Усаме бен Ладену (Osama bin Laden), однако его мнение разделяют далеко не все, даже в России. "Он настойчиво стремится к миру в Чечне, а не к продолжению войны, - сказал о г-не Закаеве после встречи с ним в датской тюрьме г-н Рыбкин, бывший председатель Совета Безопасности России. - Если для нас недостаточно хороши такие переговорщики, тогда я не знаю, что будет дальше".