Москва, 9 декабря 2002 года. Россия и Организация Североатлантического договора (НАТО) в следующем году подпишут соглашение о сотрудничестве при проведении поисково-спасательных операций на море; они, кроме того, заняты поисками других направлений сотрудничества между вооруженными силами бывших соперников времен "холодной войны", в том числе в вопросах воздушного транспорта и дозаправки самолетов в воздухе.
Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson) во время своего однодневного визита в Москву, в ходе которого он встречался в Кремле с российским президентом Владимиром Путиным, сказал, что альянс готов помогать России также в деле модернизации, сокращения ее вооруженных сил и превращения их в более профессиональные. "Осуществив трансформацию собственных вооруженных сил, страны НАТО приобрели ценный опыт, - сказал г-н Робертсон репортерам на пресс-конференции, выделив в особенности бывших членов Организации Варшавского договора, которые сегодня являются членами НАТО. - И они более чем готовы поделиться этим опытом с нашими русскими друзьями. Нет абсолютно никакого резона заново изобретать колесо".
Он сказал, что рабочая группа Совета НАТО-Россия изучает реформу (российского) оборонного ведомства. "Они не просят нашего совета, - сказал один официальный представитель НАТО. - Но они и не отказываются от предложений помощи". Через шесть месяцев после того, как страны НАТО и Россия встретились в Риме, чтобы создать новый Совет НАТО-Россия, который дал России формальную, хотя и ограниченную роль в альянсе, созданном для защиты Западной Европы от Советского Союза, две стороны все еще нащупывают пути дальнейшего движения вперед, пытаясь определить конкретные направления сотрудничества.
Г-н Путин, комментируя начало своих переговоров с г-ном Робертсоном, сказал, что "главным компонентом нашего взаимодействия должен оставаться политический. Мы считаем, что нам следует продолжить наш активный политический диалог с целью выявления общих целей и определения новых угроз".
Одна из областей, где между двумя сторонами все еще имеются разногласия, касается войны Москвы против сепаратистов в российской республике Чечня. Москва увязывает свою длящуюся восемь лет войну против чеченцев с возглавляемой американцами глобальной войной против терроризма. Она также сказала, что чеченцы получают подготовку и поддержку от Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) и сети "Аль-Каида", которых обвиняют в нападениях на Нью-Йорк и Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) 11 сентября 2001 года и в более недавних нападениях на туристов в Бали, Индонезия, и Момбасе, Кения, а также на американских военнослужащих в Кувейте. "В Чечне действуют иностранные наемники, - сказал российский министр обороны Сергей Иванов, выступая на конференции НАТО-Россия по вопросу о роли военных в борьбе против терроризма (г-н Робертсон также присутствовал на этой конференции). - Некоторые иностранные государства продолжают оказывать им финансовую помощь и поддержку". Относительно чеченских повстанцев г-н Иванов сказал: "Если мы будем рассматривать этих людей как борцов за свободу, а потом утверждать, что люди в Момбасе и в других уголках планеты являются террористами, это нас никуда не приведет".
НАТО после событий 11 сентября в Америке приглушила свою критику российской военной деятельности и нарушений прав человека в Чечне. Однако она все еще настаивает, что для решения этого конфликта необходим политический диалог, и г-н Робертсон сегодня сказал, что контртеррористические операции должны быть "пропорциональными". "Должна существовать политическая стратегия в придачу к любому военному наступлению на террористов", - сказал г-н Робертсон на той же конференции. Позднее он сказал репортерам, что его замечания касались не только Чечни, но любого региона, где против террористов применяется военная сила. "Она должна сопровождаться политической стратегией, иначе применение военной силы закончится неудачей", - сказал он.
В каждом из своих появлений на публике на протяжении этого дня г-н Робертсон приводил в качестве примера террористического акта захват заложников в московском театре пять недель назад, в результате чего погибли 129 человек, почти все из них - от опиатного газа, примененного российскими силами, которые взяли этот театр штурмом. "Не думаю, что будет так уж трудно распознать террористический акт, когда с ним сталкиваешься, - сказал он в одном случае. - Мы видели такой террористический акт здесь, в Москве, в театре на Дубровке. Мы видели его в Бали. Мы его видели и в Момбасе. И, разумеется, мы наблюдали его 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне".
Г-н Робертсон назвал усилия по борьбе с терроризмом "самым важным из того, что совместно делают НАТО и Россия". Он сказал, что две стороны уже осуществляют обмен разведывательной информацией и обсуждают новые пути сотрудничества. Однако наиболее заметным является военное сотрудничество в некоторых других областях.
Соглашение о сотрудничестве при проведении поисково-спасательных операций на море должно быть подписано в начале будущего года, сказали чиновники НАТО, и это будет первое соглашение в своем роде, являющееся самым конкретным на сегодня результатом деятельности нового Совета НАТО-Россия.
Г-н Иванов, по свидетельству дипломатов, рассказал г-ну Робертсону также о том, что было названо долгосрочным планом реформирования российских вооруженных сил, включая переход от армии, комплектуемой на основе обязательной воинской повинности, к профессиональным вооруженным силам. Г-н Иванов сообщил репортерам, что НАТО и Россия находятся "на продвинутой стадии" обсуждений вопроса о совместной работе над системой противоракетной обороны на театре. "Существует серьезная угроза для всех нас от распространения ракетных технологий", - сказал он.
Г-н Робертсон сегодня несколько раз сказал, что его визиты в Москву теперь стали рутинными, что указывает на усиление сотрудничества между двумя сторонами. "В прошлом НАТО и Россия были на противоположных сторонах - они были противниками, - сказал он. - Сегодня Россия и страны НАТО являются партнерами в нынешнем опасном мире, совместно борющимися против общих угроз и общих противников".