Джон Ткачик, исследователь фонда "Наследие" (Heritage Foundation) в Вашингтоне, находился на дипломатической работе в американских представительствах в Пекине, Гуанчжоу, Гонконге и Тайбэе.
Вашингтон, 10 декабря 2002 года. Когда речь заходит о том, чтобы оценить важность России и Китая как стратегических игроков на мировой арене, мировая пресса - и даже профессиональные дипломаты в администрации Буша-младшего (George W. Bush) - видят то, что хотят увидеть. Но они не видят фактов.
Возьмем захватывающие дух сообщения в большинстве американских и европейских газет в прошлый вторник: "Путин и Цзянь (Jiang) критикуют программу вооружений Северной Кореи" ("Putin and Jiang criticize N. Korea Arms Program"), пишет газета "The Washington Post", или "Путин и китайский руководитель предостерегают Северную Корею относительно ядерного оружия" ("Putin and Chinese Leader . . . caution North Korea on Nuclear Arms"), пишет газета "The New York Times", или "Китай, Россия хотят прекратить движение Северной Кореи к обладанию ядерным оружием" ("China, Russia seek halt to North Korean Nuclear Drive"), пишет газета "The Financial Times", и т.д. и т.п. Чиновники американской администрации "позитивно" оценили эти сообщения, как свидетельство поддержки и Китаем, и Россией Соединенных Штатов.
Но правда заключается в том, что Китай и Россия ничего такого не говорили. Когда российский президент Владимир Путин на прошлой неделе находился в Пекине, он подписал с китайским президентом восемь плотно заполненных печатным текстом страниц, охватывавших 28, по меньшей мере, самостоятельных вопросов: стратегическое сотрудничество, экономические и торговые связи, терроризм, Тайвань, окружающая среда, иммиграция, преступность и правопорядок, культурные и научные обмены, Израиль-Палестина, Средняя Азия, опасные американские системы обороны от баллистических ракет в Азии и др.
В самом конце этого документа (перед Афганистаном, который два руководителя, очевидно, считают своим наименее важным общим интересом) господа Путин и Цзянь сказали загадочно, что "обе стороны считают, что для мира и безопасности в северо-восточной части Азии критически важно сохранить безъядерный Корейский полуостров и систему нераспространения оружия массового поражения (ОМП)". (Разумеется, нельзя "сохранить" Корейский полуостров безъядерным, потому что он таковым не является.)
В следующем предложении двое государственных деятелей "подчеркивают", что Вашингтону и Пхеньяну следует "как всегда, соблюдать все заключенные ранее соглашения, включая основополагающее соглашение от 1994 года". Опять-таки господа Путин и Цзянь, как кажется, находятся под странным впечатлением, что Соединенные Штаты и Северная Корея все еще соблюдают основополагающее соглашение от 1994 года - "как всегда". Однако же недавнее заявление о том, что Северная Корея имеет свою ядерную программу, является фатальным нарушением этой "основы".
Короткий параграф заявления Путина-Цзяня по Корее затем пошел дальше мелочного вопроса о ядерном оружии и призвал Вашингтон начать "нормализацию отношений на основе принципа проведения конструктивных и равноправных диалогов по вопросам, представляющим взаимный интерес". На дипломатическом языке это означает, что так Пекин (и Москва) пытаются сказать, что вина лежит не на Пхеньяне, а на Вашингтоне, который мог бы решить проблему ужасающего лицемерия Пхеньяна с помощью "конструктивных и равноправных диалогов", которые позволят решить "вопросы, представляющие взаимный интерес".
Вот в чем собака зарыта! Именно это и было квинтэссенцией российского и китайского "призыва к Северной Корее отказаться от ее программы разработки ядерного оружия". Ничего другого о ядерных амбициях Северной Кореи не было сказано. Ни в совместном заявлении, ни на совместной пресс-конференции двух руководителей, ни где-либо еще на публике. Как можно усмотреть в этих успокоительных предложениях, что как Китай, так и Россия "предостерегали" или "критиковали" и даже "стремились остановить" опасные ядерные махинации Пхеньяна?
А вот вам факт: ни Китай, ни Россия не сделали вообще ничего, чтобы повлиять на ядерные амбиции Северной Кореи. Хотя американские дипломаты называют китайско-российские краткие высказывания по Северной Корее "позитивными", они не заявляют, что Москва или Пекин фактически сделали что-либо - за кулисами или еще как-то. Другие источники в администрации США подтверждают, что Пекин упрямо не желает быть замешанным, но, тем не менее, чувствует себя обязанным поддержать общий настрой средств массовой информации (СМИ), высказав предположение, что президенту США Бушу-младшему следует похвалить господ Путина и Цзяня с тем, чтобы поощрить их к большему.
Это все является чрезмерным оптимизмом. Из китайских СМИ, если не из западных, явствует, что Северная Корея является наименее важным приоритетом Китая. Главная китайская газета даже не упомянула Северную Корею в своем репортаже о визите российского президента на прошлой неделе.
Однако то, что все-таки было сказано в китайской прессе, является крайне показательным. В комментарии китайской газеты "The People's Daily" содержалось витиеватое обещание, что Россия и Китай "совместно будут искать возможности для 'диалога' с американским унилатерализмом (unilateralism - политика односторонних действий, англ.)", из чего можно было заключить, что как Китай, так и Россия стоят перед американской угрозой. Какой угрозой?
В газете разъясняется, что, "будь это расширение Организации Североатлантического договора (НАТО) на восток, агрессивная (!) война Соединенных Штатов против Ирака, проблема Корейского полуострова или антитерроризм и силы сепаратистов, Китай и Россия имеют совпадающие позиции и общие интересы". Это способ, посредством которого китайская газета сообщает своей миллиардной аудитории, что "проблема Корейского полуострова" является не более чем очередным американским посягательством в Азии. Послание китайскому народу очевидно: "Корея - не наша проблема, это проблема американцев".
Вызывает сожаление то, что администрация США, кажется, закрывает глаза на явное отсутствие у Китая энтузиазма в деле предотвращения ядерной угрозы со стороны Северной Кореи. Но было бы катастрофично, если бы Вашингтон вознаградил плохое поведение аплодисментами в адрес "сильного китайско-российского заявления", потому что это заявление в действительности является самым слабым, какое только они могли сделать - слабее даже, чем если бы они вообще не делали никакого заявления по данному вопросу. Заместитель государственного секретаря США завтра будет в Пекине, чтобы проконсультироваться с китайцами по вопросу ядерной угрозы Пхеньяна. Ему следует прийти на эти переговоры с фактами по политике Китая в отношении Северной Кореи - а не с навеянными СМИ иллюзиями.