Ранним воскресным утром на рынке подержанных автомобилей в Борисово, расположенном на окраине небольшого российского анклава - Калининградской области - можно заключить сделку на любой вкус.
Некоторые немецкие автомобили уже имеют российские номерные знаки. На некоторых до сих пор висят немецкие номера. Цены - до смешного низкие. Престижная модель БМВ 1998 года выпуска с тонированными стеклами, кожаными сиденьями и проигрывателем компакт-дисков продается за 4 тысячи фунтов стерлингов.
Некоторые из калининградских рынков подержанных автомобилей являются звеньями ведущейся в Восточной Европе прибыльной незаконной торговли ворованными автомашинами. Рынок в Борисово является характерным примером: продавцы платят небольшие суммы за то, чтобы выставить свою машину на продажу, и нет никакой разницы между украденными и законными машинами.
По оценкам западных разведывательных агентств, от 60 до 70 процентов украденных в Германии автомобилей оказываются в Прибалтике или в России. В Калининграде, где зарплата врача составляет менее 40 фунтов стерлингов в месяц, улицы заполнены Мерседесами и БМВ. В любом другом городе бывшего Советского Союза бал правят Лады.
Криминальные возможности, предоставленные Калининграду его географическим положением - являясь частью России, он располагается в Европейском Союзе - таковы, что западные правоохранительные органы проявляют серьезную озабоченность о будущем.
На саммите Евросоюза в Копенгагене, открывающемся завтра, ожидается одобрение вступления Польши и Литвы в ЕС в 2004 году. На суше Калининград полностью окружен этими странами.
Анклав часто используется в качестве промежуточной остановки перед тем, как ворованные автомобили переправляются в Россию, находящуюся на расстоянии одного перегона через прибалтийские республики. По оценкам западных разведслужб, на улицах Москвы находится около 600 тысяч украденных автомобилей. Городская милиция заявляет, что она в день находит до 120 машин, находящихся в предоставляемых Интерполом списках пропавших автомобилей.
"Автомобиль может получить здесь новые документы, быть проданным на законных основаниях, а затем снова быть украденным", - говорит редактор калининградской газеты "Новые колеса", член калининградского законодательного собрания Игорь Рудников.
"Существует множество разных способов. Некоторые банды могут даже украсть ваш автомобиль, затем позвонить вам и за определенную сумму вернуть его".
По словам г-на Рудникова, низкие зарплаты и плохая инфраструктура способствуют развитию теневой экономики в регионе.
В торговле машинами конкуренция весьма высока. Месяц назад конкурентами был убит бандит Александр Клаузер, занимавшийся рэкетом в автомобильном бизнесе.
Клаузер, бывший инженер танковой дивизии советской армии, из 55 лет своей жизни 33 года провел в тюрьме. Он был печально известен своей ролью в теневой экономике, в которой применяются изощренные цепочки краж, подмены документов и взятки, направленные на то, чтобы дорогие машины, украденные в Германии, не были обнаружены до того, как будут проданы в России.
Местная милиция отказалась давать комментарии по поводу торговли ворованными автомобилями. Применяемые способы настолько совершенны, что регулярные проверки, проводимые властями на основании предоставляемых Интерполом списков украденных машин, зачастую не приносят результатов.
Схемы многочисленны и запутанны. Некоторые машины похищаются на заказ, другие продаются в открыто в рамках законного бизнеса.
Водитель такси Алексей купил свой сияющий красный Мерседес за 1900 фунтов. "Машины тут дешевые", - говорит он. Калининград живет за счет налоговых послаблений и сильно зависит от автомобильной промышленности, и все же Алексей усмехается и предпочитает не отвечать на вопрос о том, почему бедное население ездит, как кажется, только на БМВ, Мерседесах и Ауди.
Организованная преступность не ограничивается только автомобилями. Литр водки, два килограмма сахара и два блока сигарет, проданные на более богатых улицах Варшавы, могут принести прибыль в размере 6 фунтов. Для рядовых калининградцев четыре таких поездки приносят прибыль в размере месячной зарплаты.
Организованные банды занимаются и более дальними поездками, а их багаж зачастую состоит из более опасных вещей.
"Калининград вероятно является самой крупной горячей точкой российской организованной преступности, более крупной, чем Москва", - считает один высокопоставленный сотрудник западной разведслужбы.
"Проблема заключается в том, что в 2004 году Калининградская область окажется прямо в середине Европейского Союза. На ее территории есть много портов, через которые проходят большие объемы грузов, будь то наркотики, оружие, машины или люди. Это не обязательно должен быть незаконный товар, перевозимый незаконно - это может быть законный товар, перевозимый незаконно, например, сигареты или спиртное. На всем на этом преступники зарабатывают деньги".