Литва может рассчитывать на то, что до 2004 года станет членом как ЕС, так и НАТО. Балтийская страна уже сейчас пытается выполнить требования Брюсселя и поэтому заметно улучшила охрану границы с Белоруссией. Но нельзя игнорировать и требования Москвы. В связи с этим правительству приходится ходить по лезвию дипломатической бритвы.
Холод улучшает содержание обращений. В список для выступления записалось более десятка уважаемых людей, среди них - представители Европейского союза, и кое-кто был не прочь показать как блестяще и долго он может говорить. Однако красные носы, притоптывающие ноги и слезящиеся от холода глаза заставляли выступающих останавливаться на самом существенном. А оно заключалось в следующем: мы рады и горды тем, что здесь, в Залцининкае, на литовско-белорусской границе, открывается после четырех лет строительства новый, прекрасный и, конечно, функционально пригодный пограничный переход, даже «интегрированный» переход, где оформлять документы будут как литовские, так и белорусские таможенники; мы надеемся, что он позволит организовать интенсивное сообщение, надеемся на оживление экономики, и мы благодарны ЕС за поддержку. Представитель Минска тоже находит слова похвалы за объект. Но о Европе он не говорит. Для него - это «регион», который необходимо «оживить».
Белорусское уныние
Пять белорусских пограничников, которые присутствуют на церемонии в 45 километрах к юго-востоку от Вильнюса, тоже не могут разделить восторг своих литовских коллег в полной мере. Как и всем присутствующим, им понятно, что здесь вскоре пройдет граница Европейского союза, и Литва, тем самым, превратится в некий передовой пост другого, не их мира. Вопрос не об открытости границ, а об отмежевании западной, процветающей части Европы от бедной восточной. Это было действительно неизбежным? В Вильнюсе, во всяком случае, не хуже чем в Москве помнят о том, как президент Ельцин хотел заставить своего коллегу Клинтона (Clinton) заключить сомнительное «джентльменское соглашение», чтобы тот оставил Балтию в зоне советского влияния, чтобы не превращал никогда в зону НАТО. Клинтон предложение с благодарностью отклонил, и сегодня Литва уже завершила поворот в сторону Запада. Он с тоской и смешанным чувством смотрит, как Литва исчезает в западном направлении, говорит нам Юрий - белорусский пограничник. Как все же быстро меняется мир. Еще вчера были вместе, все, как и другие, не лучше, не хуже, все равны. А сегодня? Он, по его словам, чувствует себя изгоем и как-то осуждающе смотрит на гостей. Но потом неожиданно настраивается на официальный лад и говорит о надежде, что новый переход пойдет на пользу всему региону и что-то «из денег ЕС» окажется и в Белоруссии.
Юрий и его четверо коллег становятся немногословными, когда речь заходит о их президенте Александре Лукашенко. Тот недавно, после того, как собравшись принять участие в саммите НАТО в Праге, чехи отказали ему в визе, рвал и метал и пригрозил, что распорядится больше не охранять западную границу Белоруссии, чтобы наводнить Европу наркотиками и нелегальными мигрантами из бедных стран, входивших прежде в состав Советского Союза. Нет, говорит Юрий, так дело не пойдет. Пока у меня четкая задача - границу охранять, и пока она не изменится, я буду ловить преступников.
Западная ориентация Литвы, особенно предстоящее вступление в НАТО, могут усилить чувство безопасности, но Россия все же остается особым случаем, и Вильнюс, видимо, будет вынужден всегда искать средства и пути, чтобы приводить к общему знаменателю требования Брюсселя и Москвы.
Хорошим примером этого является то, как Вильнюс обращается с чеченцами, которые регулярно появляются в Вильнюсе нелегально. В начале ноября Литва депортировала 26 чеченцев в Белоруссию. Представительство верховного комиссариата ООН по вопросам беженцев (UNHCR) после этого порицало, что Литва нарушает как свой собственный закон о статусе иностранцев, так и международную конвенцию о беженцах. Премьер-министр Бразаускас на это ответил: «Закон есть закон, а порядок есть порядок». Председатель парламента Артурас Паулаускас тоже отверг критику Запада. Он сказал, что органы власти действовали корректно; не было предоставлено убежище членам семей мятежников. Впрочем, поспешность, с которой проходило выдворение, является ясным индикатором того, в какой степени Литва до сих пор зависит от добрых отношений с Кремлем. Москва давно обращала внимание на то, что чеченцы все чаще перебираются на Запад через Литву. В Вильнюсе с этим в определенной мере согласились - после захвата заложников в московском Театральном центре «Норд-Ост» не без определенной симпатии по отношению к российской стороне.
Но и Запад добивается своих прав в Вильнюсе. Напуганные протестами и критикой, раздающейся из кругов ЕС, власти в прошлом месяце проявили непреклонность, когда из России прозвучало требование немедленно закрыть Чеченский информационный центр. Насколько граждане Вильнюса, можно предположить, не жалуют чеченцев, настолько они каждый раз рады тому, когда правительство проявляет свою индивидуальность за счет русских.