Объявленная вчера администрацией Буша стратегия призывает к превентивному использованию военной силы и спецсредств - до того, как противник применит оружие массового поражения (ОМП). Новая стратегическая доктрина подчеркивает готовность Соединенных Штатов ответить ядерным ударом на химическую или биологическую атаку, совершенную на территории США или направленную против американских войск за рубежом.
Доктрина представляет более агрессивный подход к ответу на угрозу применения ОМП, и обнародована она была во время подготовки страны к возможной войне с Ираком.
В версии документа, опубликованной Белым Домом, говорится, что Соединенные Штаты «ответят превосходящей силой» с использованием «всех возможностей» на применение противником биологического, химического, радиологического или ядерного оружия против страны, ее войск или ее союзников.
Однако секретная версия Доктрины идет дальше: вопреки проводимой США в течение 50 лет политики нераспространения ядерного оружия она разрешает американским войскам наносить превентивные удары по государствам и террористическим группировкам, которые близки к обладанию ОМП или ракетами дальнего радиуса действия для доставки такого оружия. Задача - предотвратить расползание по миру компонентов ОМП или уничтожить их до сборки и превращения в готовое оружие.
В особо секретном приложении к документу среди стран, к которым может быть применен новый подход, упоминаются Иран, Сирия, Северная Корея и Ливия. Официальные представители администрации утверждают: это вовсе не означает, что президент Буш намерен применить военную силу, скрыто или явно, в одной из этих стран. По их словам, он просто полон решимости остановить передачу компонентов ОМП в эти страны или же из них.
Новая политика определяет практическую плоскость догмата Джорджа Буша о необходимости упреждения, который содержится в опубликованной в сентябре Стратегии национальной безопасности. Эта стратегия кладет конец доктрине «холодной войны», основанной на системе сдержек и противовесов; она приветствует нападения на враждебные государства - до того, как у них появится возможность нанести удар.
Новая доктрина расширяет предупреждение, сделанное Ираку накануне войны в Персидском заливе 1991 года. Письмо президента Джорджа Х. У. Буша обещало «самый мощный ответ» в случае, если Ирак применит химическое и биологическое оружие против войск США или их союзников.
Новая политика точнее, подробнее описывает последствия применения противником ОМП. «Соединенные Штаты хотят со всей ясностью заявить, что оставляют за собой право ответить превосходящей силой - включая использование всех имеющихся средств - на использование ОМП против США, наших сил за рубежом, наших друзей и союзников», - говорится в документе.
Хотя в документе не упомянут Ирак, время обнародования документа должно стать безошибочной подсказкой Саддаму Хусейну о возможных последствиях использования им экзотических видов оружия (лазерное, электромагнитное, СВЧ оружие - прим. пер.) в грядущей войне.
Высокопоставленный представитель администрации, информировавший журналистов о новой доктрине, сообщил, что упомянутые «средства» включают ядерное оружие. Он заявил, что письмо 1991 года возымело ожидаемый эффект: «Он (Хусейн) не пересек черту и не использовал химическое или биологическое оружие. Иракцы сообщили нам, что поняли из письма: Соединенные Штаты применят ядерное оружие, а это стало мощным сдерживающим фактором».
Раньше американские руководители находили некоторые преимущества в том, чтобы заставлять мир гадать, как США отреагируют на свидетельства о том, что та или иная страна или террористическая группировка втайне обладают ОМП. И представители администрации Буша очень старались вчера убедить всех, что ничего нового их формулировки не содержат.
Однако при Буше чиновники в Пентагоне, похоже, на шаг приблизились в возможности ограниченного использования ядерного оружия - сосредоточившись на разработке новых, более дифференцированных образцов. В ревизии ядерной программы, проведенной оборонным ведомством год назад, особо подчеркивалась необходимость создания оружия малого радиуса поражения, которое может проникать глубоко под землю и разрушать подземные военные комплексы, в том числе склады химического и биологического оружия. Это спровоцировало вопросы о том, не собирается ли администрация сдавать бастион неприятия использования ядерного оружия.
Чиновники это отрицают. Но они также утверждают, что стратегические прикидки, необходимые для борьбы с терроризмом и враждебными странами, должны по природе своей в корне отличаться от тех, что использовались в годы «холодной войны», когда для сдерживания нужно было просто убедить Советы в том, что если они нападут на США, то будут просто стерты с лица земли. Против нынешних новых врагов, - убеждает нас американская администрация, возможно, необходимо будет применить превентивные удары ядерным оружием с минимальной зоной радиоактивного поражения.
Правительство США в сентябре опубликовало более широкую Стратегию национальной безопасности, а подготовка отдельного документа по политике противодействия ОМП свидетельствует о серьезности, с которой администрация воспринимает угрозу атаки со стороны стран-изгоев и террористических организаций. «Каждая администрация, наверное, подвергается критике за отсутствие стратегии», - заявил представитель правительства.
Обнародованный вчера Белым Домом шестистраничный документ является открытой выдержкой сверхсекретной директивы, подписанной Бушем в мае после разрешения начавшихся еще в январе споров между спецслужбами. Он стал одной из первых совместных программных разработок Совета по национальной безопасности и нового Совета внутренней безопасности под председательством Тома Риджа (Tom Ridge). Секретная версия обозначается комплексно как «Президентская директива по национальной безопасности (ПДНБ) #17» и «Президентская директива по внутренней безопасности #4».
Новая стратегия не отвергает «традиционные меры» дипломатии, международные соглашения по контролю над вооружениями и экспортом. Но ее секретная часть, а также взаимодействие со спецслужбами, приведшее к созданию этого документа, подразумевают, что «традиционная политика нераспространения ОМП оказалась неэффективной, и мы приступаем к активному предотвращению», сообщил один из участников процесса, который говорил без ведома Белого Дома.
«Активное предотвращение, - уточнил он, - физическое; это вывод из строя, уничтожение любым способом - механическим или кибернетическим».
Объясняя новый подход, один из чиновников предложил гипотетический сценарий с морской перевозкой запрещенного оружия в Ливию, причем в качестве перевалочной базы используются Филиппины: «Мы должны перехватить или уничтожить или вывести из строя этот груз, иначе в процессе перегрузки с корабля на корабль он просто таинственным образом исчезнет».
Как раз в это время испанский спецназ при поддержке американской разведки остановил в Северной Корее судно, везущее в Йемен ракеты «Скад». В редких случаях предыдущим американским президентам приходилось применять превентивные удары для защиты от запрещенного оружия. Такие эпизоды, включая ракетный удар в августе 1988 года по якобы существовавшему в Судане заводу по производству химического оружия и бомбардировки некоторых целей в Ираке спустя четыре месяца, являлись, как правило, реакцией на конкретные вражеские вылазки.
11 декабря 2001 года в своей речи в Citadel (одно из военных училищ в США - прим. пер.) Буш намекнул на подготовку нового подхода, когда говорил об активном препятствии распространению ОМП. К январю, проект ПДНБ #17 циркулировал в Госдепартаменте, Белом Доме, Министерстве обороны и спецслужбах. Сотрудники Госдепартамента возражали против некоторых элементов «нового подхода», но не смогли отстоять свою точку зрения. Ричард А. Фолкенрэт (Richard A. Falkenrath), политический директор Совета внутренней безопасности, вскользь заявил, что его ведомство также будет разбираться с последствиями успешных атак на Соединенные Штаты. Министр обороны Доналд Рамсфелд, согласно сообщению информированного источника, высказывал в апреле возражения против использования формулировок, которые смешивают зоны ответственности военных и департамента внутренних дел. Буш в мае подписал проект, ничего не меняя.
Теоретически в намерениях США нет ничего фундаментально нового. Президентская директива #62 администрации Клинтона, «Защита от угрозы применения запрещенных видов оружия против Родины или американцев за рубежом», содержала закрытые формулировки, которые один бывший госслужащий пересказал так: «При наличии подозрений, что террористы получат допуск к ОМП, то почти ничто не остановит военной реакции Соединенных Штатов».