Разговоры о смене курса в американской экономической политике оказали в прошедшую пятницу влияние на курс доллара по отношению ко всем сильным валютам. Курс евро после этого вырос до 1,0259 доллара, достигнув наивысшего уровня с января 2000 года. Причиной ослабления доллара стали, прежде всего, предположения, что президент Джордж Буш (George Bush) отказался от своей неофициальной политики сильного доллара. Наряду с этим на доллар давит большой дефицит внешней торговли.
Эксперт по валюте из банка "WestLB" в Лондоне Михаэль Клавиттер (Michael Klawitter) считает, что цель новой стратегии заключается в том, чтобы остановить рост безработицы и, таким образом, улучшить шансы Буша на переизбрание осенью 2004 года. Спекуляции на этот счет подтверждаются тем, что неделю назад Буш уволил министра финансов Пола О"Нила (Paul O"Nill) и экономического советника Ларри Линдсея (Larry Lindsey). Оба, пояснил Клавиттер, не в полной мере поддерживали план Буша вновь снизить налоги и к тому же пойти на более высокие государственные долги. Напротив, новый министр финансов Джон Сноу (John Snow) в своей речи при вступлении в должность заверил, что сделает все, чтобы привести уровень безработицы снова в норму. Преемником Линдсея станет бывший банкир из Инвестиционного банка Штефен Фридман (Stephen Friedman).
На финансовых рынках предполагают, что Сноу может быть сторонником обесценения доллара, впрочем, обесценения постепенного. Дело в том, что это могло бы улучшить конкурентоспособность американской промышленности, дефицит баланса которой в этом году может достигнуть 550 миллиардов долларов. То, что Сноу думает в этом направлении, свидетельствует послание, которое он подготовил в адрес Буша в середине февраля в качестве председателя Объединения предпринимателей. В нем говорится, что президент должен позаботиться «о решении самой трудной проблемы, с которой когда-либо имела дело американская экономика - с переоценкой доллара». Союз промышленности уже заявил, что собирается разговаривать со Сноу по поводу девальвации доллара.
Главный экономист лондонского отеделения «Немецкого банка» Томас Майер (Thomas Mayer) указывает на то, что Америка в настоящее время вынуждена ежедневно изыскивать за рубежом для покрытия дефицита в торговле товарами и услугами до двух миллиардов долларов. Это, по его словам, становится все труднее, к тому же менее привлекательным стал американский рынок ценных бумаг. Как следствие, продолжает Майер, доллар оказался под давлением и его обесценение может продолжиться и в дальнейшем. Это исключительно желательное обстоятельство, поскольку постепенно устраняется дисбаланс. Чтобы не вызвать «бегства из долларовой зоны» Вашингтон, говорит экономист, будет остерегаться говорить о девальвации доллара категорично.
Намерением Буша наряду с устранением дисбаланса во внешней торговле может быть также желание взять больше кредитов, оказать давление на доллар. По оценке Клавиттера, в текущем бюджетном году (до сентября 2003 года) дефицит бюджета может составить, по меньшей мере, 2 процента валового внутреннего продукта страны, дефицит баланса - 5 процентов. В восьмидесятые годы подобный «двойной дефицит» вызвал значительное обесценение доллара, так как зарубежье было больше не готово финансировать долги Америки.
Клавиттер считает, что у курса евро в перспективе, рассчитанной на три месяца, есть потенциал для повышения до 1,07 доллара США. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе следует рассчитывать на курс евро ниже его паритета. Дело в том, что экономическое положение в зоне евро катастрофично, и оно продолжает ухудшаться. Это оказывает давление на евро. Майер, напротив, считает, что курс евро через год составит 1,08 доллара США. Впрочем, существует риск, что в ходе «бегства из доллара» дело может дойти до резкого снижения курса, что приведет к хаосу не только на финансовых рынках, но и в целом в мировой экономике. Так, например, низкий курс доллара мог бы создать трудности для экспорта продукции немецкой промышленности.