Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На ленинские «экспроприации» Америка смотрит сквозь пальцы

Выставки из России сыпят соль на раны бывших владельцев картин

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Андрэ-Марк Делок-Фурко уже не надеется увидеть сезанновского «Пьеро и Арлекина» на стене своего дома во Франции. Но видеть репродукцию этой картины на афише открывающейся сегодня в Музее изящных искусств в американском городе Хьюстоне выставки картин из московского Пушкинского музея ему, мягко говоря, неприятно.

Андрэ-Марк Делок-Фурко уже не надеется увидеть сезанновского «Пьеро и Арлекина» на стене своего дома во Франции. Но видеть репродукцию этой картины на афише открывающейся сегодня в Музее изящных искусств в американском городе Хьюстоне выставки картин из московского Пушкинского музея ему, мягко говоря, неприятно. Картина Сезанна входила в богатейшую художественную коллекцию деда Андрэ-Марка, московского купца и мецената Сергея Ивановича Щукина, которая вместе с его московским домом, дворцом Трубецких, была в 1918 году конфискована без всякой компенсации декретом #851 Владимира Ленина и превращена в «Первый музей современной западной живописи». Среди 76 картин, которые отправятся после Хьюстона в Атланту и Лос-Анджелес - 23 полотна из этой коллекции. Ни Делок-Фурко, ни ранее его мать, Ирина Щукина, не смогли вернуть себе ни саму коллекцию, ни получить за нее компенсацию от московского музея или петербургского «Эрмитажа», в котором тоже хранятся часть картин Щукина.

Случай Делок-Фурко - не единичный. Однако вопросы реституции в случае частных лиц - дело на государственном уровне «тонкое». С 1995 года, после распада СССР, правительство США упорно настаивает на возвращении странами Восточной Европы частным лицам собственности, экспроприированной как нацистскими, так и коммунистическими режимами. Проведение реституции рассматривается как одно из непременных условий принятия этих государств в Европейский Союз и НАТО. Такая политика Клинтона была продолжена и администрацией Буша.

В то же время Госдепартамент не давит на Россию, когда дело касается «трофеев» времен коммунистической революции. «Нельзя извлечь яйца из омлета, приготовленного в 1917-18 годах», - говорят по этому поводу в Вашингтоне. Подход такой: в Европе коммунистические режимы были навязаны после войны Советским Союзом «извне», а российские меценаты лишились своих коллекций в результате «внутренних разборок», которые поэтому приобретают налет некоторой законности. Бывший государственный чиновник, хорошо знающий особенности американо-российских отношений, поясняет, что требование восстановить справедливость в этих вопросах может открыть такой «ящик Пандоры», что русские музеи просто останутся с пустыми стенами. Кроме того, никто не хочет смешивать вопрос возвращения конфискованных ценностей частным лицам с масштабными дипломатическими переговорами и решениями проблем международной безопасности. В августе Госдеп предоставил Пушкинскому музею иммунитет против возможных требований о конфискации картин на нынешней выставке в Хюстоне.

60-летний Делок-Фурко не может понять такой разницы в подходах. «Тот факт, что вор - Ленин, не оправдывает кражи», - говорит он. Наследники Сергея Щукина хотят собрать его коллекцию под одной крышей и добиться признания заслуг их предка. От разговоров о компенсации они уклоняются; сегодняшняя стоимость щукинского собрания картин (а это 50 работ Пикассо, 37 - Матисса, 16 - Гогена, а также Моне, Дега, ван Гог и другие выдающиеся мастера) оценивается специалистами в 3 миллиарда долларов. Сергею Щукину было 63 года, когда он эмигрировал из России в 1918 году; он умер в Париже в 1936-м, оставив все свое «состояние» троим детям. В 1948 году его коллекцию, вывезенную из дворца во время войны для защиты от бомбежек, разделили между музеем им. Пушкина и «Эрмитажем». В 50-х последний начал вывозить картины на экспозиции за рубеж, и в первый же раз, когда полотна из щукинской коллекции попали в Париж, младшая дочь мецената, Ирина, подала иск о возвращении ценностей. Почти через 40 лет она написала о своем иске в письме президенту России Борису Ельцину. «Было совершенно очевидно, что мой поступок поставил в затруднительное положение и правительство Франции, и Хрущева, - писала она. - Теперь, после развала Советского Союза, нужно вернуться к этому вопросу. Мой отец хотел превратить дворец Трубецких в музей и подарить его Москве, которую он так любил». Щукина была согласна с тем, что коллекция должна остаться в России, но и семья не должна мириться с нанесенным ей оскорблением - декрет 1918 года должен быть аннулирован. Если же Россия откажется вести переговоры, Ирина Щукина, по ее словам, будет считать себя «свободной от любых обязательств» и будет подавать иски о возвращении ценностей каждый раз, когда картины отцовской коллекции будут выставляться в стране, не признающей «экспроприацию» частной собственности. Ответа из Москвы не последовало.

В 1993 году французский суд отверг притязания Щукиной на картины Матисса, которые выставлялись в Центре Помпиду в Париже, объяснив, что не компетентен делать выводы о правомерности обретения полотен советским государством. Через год Ирина умерла. А еще через 6 лет ее сын попытался отсудить дедова Матисса во время выставки в Риме - но еще до того, как магистрат смог вынести какое-нибудь решение, «Эрмитаж» увез картины обратно в Петербург. Андрэ-Марк говорит, что не может судиться каждый раз, когда для этого предоставляется возможность: «Это требует много денег. А у меня зарплата госслужащего».

Когда американский музей просит государство гарантировать имущественный иммунитет зарубежной художественной экспозиции, он должен заявить, что не знает о существовании претензий на выставляемые картины. Хьюстонский музей такое заявление сделал. На вопрос, известно ли Госдепартаменту о притязаниях Делок-Фурко, юрист внешнеполитического ведомства пояснил, что должен верить слову принимающей организации, но иммунитет не закрывает дорогу частным искам - просто затрудняет их удовлетворение. «Вернее, делает это предприятие практически безнадежным», - говорят адвокаты - эксперты по таким делам.

Ни Пушкинский музей, ни «Эрмитаж» не откликнулись на нашу просьбу о комментарии. Директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский якобы сказал недавно одному из своих американских коллег, что ищет способы делиться прибылью от художественных выставок с семьями собирателей картин. Это стало новостью для Делок-Фурко: после подачи им иска в Риме «Пиотровский заявил по санкт-петербургскому телевидению, что он не хочет иметь никаких дел и ему нечего сказать «этому человеку» - то есть мне».