На днях я прочитал об одном россиянине, который, демонстрируя недовольство Данией, изрезал свои ботинки, пошитые датской фирмой Ecco. Маленькая скандинавская страна, очевидно, оскорбила его чувства тем, что сначала, вопреки шумным протестам Москвы, разрешила провести в октябре в Копенгагене съезд живущих за рубежом чеченцев, а потом отказалась выдать России Ахмеда Закаева, бывшего министра культуры в сепаратистском правительстве Чечни. Закаев был одним из видных полевых командиров; сейчас он является главным посланником мятежного президента Аслана Масхадова.
Москва поначалу затребовала Закаева по обвинению в терроризме. После того, как Генпрокуратура поняла, что не может доказать его участия ни в одном конкретном теракте, она решила, что Закаев должен быть экстрадирован как участник вооруженного мятежа и «незаконных вооруженных формирований».
Человек, который порезал свои датские башмаки во вред своим ногам, не одинок. Российские СМИ развернули сейчас визгливую кампанию, призывая истинных патриотов отказаться от пива Carlsberg и отборных датских мясных продуктов. Особо подкованные в истории даже выступили против некоего принца датского, известного как Гамлет, слегка подзабыв о британских корнях пьесы, носящей имя принца. С другой стороны, упоминание о Гамлете оказалось вполне уместным, поскольку Закаев сейчас уже в Лондоне - ожидает решения суда о своей экстрадиции в Россию.
Тем временем, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», как принято было говорить на советском новоязе, российское правительство без всяких объяснений задерживает датский экспорт на таможне. ЕС уже рассматривает жалобы Дании на то, что Россия наказывает ее за неповиновение.
Однако люди в Кремле, похоже, не понимают, что такое поведение ни Дания, ни Британия не примут. Если Россия начнет «качать права» так, как в свое время СССР, это только омрачит такую чудесную дружбу Тони с Владимиром.
Механизм российского права порой трудно постичь. Датчане не смогли понять, почему русские требовали выдачи Закаева за преступления, якобы совершенные им в период с 1994 по 1996 годы - ведь российская Дума провела в марте 1997 года амнистию, даровав прощение участникам войны 1994-96 года с обеих сторон. И если Москва внесла Закаева в список лиц, разыскиваемых Интерполом, еще в августе 2001 года, то почему не задержала его в ноябре 2001, когда он - по приглашению - появился в московском аэропорту для проведения переговоров с полпредом Путина, генералом Виктором Казанцевым?
Если Россия серьезно настроена на борьбу с международным терроризмом, то Кремлю следует осознать, что он должен следовать давно принятым в международном сообществе правовым процедурам. У президента Путина есть юридическая подготовка; жаль, что она не передалась его прокурорам и дипломатам.
Я не очень люблю пиво, но подниму кружку Carlsberg за Данию и ее правовую систему. И уж точно не откажусь от своих удобных ботинок фирмы Ecco.