Если "холодная война" закончилась, и Россия теперь - новый лучший друг Запада, то почему Оттава в ноябре выслала двух российских дипломатов за шпионаж, и почему Москва сделала ответный шаг на этой неделе, выставив двух канадцев? Почему русские все еще шпионят на Западе, если им нужно его сотрудничество в борьбе с терроризмом, вступление в Организацию Североатлантического договора и инвестиции в их экономику?
А почему нет?
Шпионаж давно стал общепринятой практикой дипломатов (вернее тех, кто работает под этим прикрытием) и на Востоке, и на Западе, и никто не ждет, что это прекратится, когда страны работают вместе над достижением общих целей. Еще в годы Второй мировой войны, когда Советский Союз был нашим важнейшим союзником в борьбе против гитлеровской Германии, Москва раскинула широкую шпионскую сеть в Канаде и Соединенных Штатах, пытаясь раздобыть ядерные секреты Запада.
Разведки союзников знали, что Советы шпионят, но только в сентябре 1945 года, когда молодой советский шифровальщик Игорь Гузенко в Оттаве стал перебежчиком и "сдал" украденные документы, спецслужбы осознали масштаб усилий Москвы.
Но даже тогда канадское правительство попыталось избежать нежелательной для Советов огласки, потребовав по-тихому, чтобы несколько офицеров ГРУ (военная разведка) покинули страну в конце года. Обвинения в шпионаже, вызвавшие дипломатический скандал, прозвучали, лишь когда сведения об измене г-на Гузенко просочились в начале 1946 года в американскую прессу.
57 лет истории и крушение советской империи не сильно изменили шпионские игры. Двое русских, недавно высланных отсюда, работали, говорят, на ту же организацию, что и г-н Гузенко, то есть - на ГРУ. Они тоже охотились за секретными научно-техническими сведениями ("S&T" на жаргоне разведчиков), которые очень нужны российским военным для разработки вооружений.
За последние годы из Канады, если верить Дану Малвенну (Dan Mulvenna), офицеру в отставке отдела контрразведки RCMP (Королевской канадской конной полиции) с многолетним стажем работы в этом подразделении, русских высылали за шпионаж ни один и не два раза. Но большинство - по так называемому тихому сценарию ПНГ (персона нон грата): их вежливо просили уехать (или не возвращаться из Москвы после отпуска).
Никто о них никогда не слышал. Без сомнения, их использовали на других дипломатических заданиях. Как русские шпионы попадались? Чаще всего кто-нибудь из тех, к кому они обращались за секретной информацией (в основном касающейся совместных американо-канадских оборонных проектов), сообщал об этом в RCMP. Но иногда, говорит г-н Малвенна, RCMP вовлекал русских в операцию контрразведки, "подставляя" им агента, который предлагал снабжать их секретной информацией. Такая практика, продолженная, очевидно, CSIS (Канадская служба безопасности и разведки - преемник RCMP), позволяет канадцам выяснять, какие именно сведения интересуют русских.
Время от времени канадцам удается поймать кого-то, кто передает секреты русским. Контрразведчики тогда пытаются сделать предателя "двойным агентом", чтобы он или она поставляли им сведения. Власти Канады очень редко возбуждают судебное преследование за шпионаж, в основном потому, что осудить человека по Акту о государственных секретах (Official Secrets Act) очень трудно, а учитывая, что ущерб уже нанесен, выгоднее перевербовать перебежчика и заставить его сотрудничать. Обычно тех, кто пойман за передачей государственных секретов, ждет лишь административное наказание - отстранение от работы или понижение в должности.
Канада - не единственная страна, где недавно были пойманы российские шпионы. В прошлом месяце шведское правительство выслало двух российских дипломатов за шпионаж на Telefon AB LM Ericsson - предприятии, которое делает не только мобильные телефоны, но также радары и системы наведения ракет для шведских истребителей Gripen. Россия ответила "зуб-за-зуб" - высылкой двух шведов.
Все это дает основание предполагать, что русские все еще привержены агрессивной программе сбора информации за рубежом. Хотя операции Службы внешней разведки (СВР), которая собирает политическую и экономическую информацию, были существенно сокращены на Западе после 1991 года, она, по некоторым сведениям, восстановила свою работу в полном объеме. Что до ГРУ, то оно никогда и не сокращалось. Принимая во внимание, что разница в уровне развития техники между Россией и Западом все еще велика, S&T-разведка в интересах военных остается для русских одним из главных приоритетов.
То, что Россия в последнем случае публично ответила высылкой из страны двух канадцев, может вызвать удивление, особенно если учесть стремление президента Владимира Путина стать членом клуба западных лидеров. В прошлом, по словам г-на Малвенна, русские могли ответить на обвинения в шпионаже тем, что отзывали своих разведчиков домой без всякого шума. Хотя они ритуально отвергали обвинения, но "обычно просто улыбались, подчинялись требованию, а потом внедряли новых шпионов".
Так почему же на этот раз реакция оказалась такой резкой? Возможно, потому, что в делах разведки президент Путин не полностью контролирует ситуацию. Как бывший офицер КГБ он окружил себя бывшими коллегами по КГБ, которые заняли ключевые посты в правительстве и других важных структурах власти. И г-ну Путину приходится теперь жертвовать иногда своей новой политической программой сотрудничества с Западом ради стремления своих приближенных, последователей жесткой линии, развивать военные технологии путем сбора разведданных и показывать, что в шпионских играх они по-прежнему первые среди равных.
Руководители российских спецслужб в большинстве случаев, возможно, готовы согласиться тихо и дипломатично реагировать на высылку своих людей за шпионаж, но время от времени они любят напомнить Западу, что они - все еще сила, с которой надо считаться. В конце концов, как показывает последний случай, русские полагают, что шпионаж - это навсегда.