«Могут пройти годы, прежде, чем будет найдено долговременное решение конфликта в Чечне», - заявил депутат Андрей Николаев - председатель Комитета по бороне российской Государственной Думы (парламент) в беседе с корреспондентом "Die Presse". Раньше сам генерал командовал российскими пограничными войсками. Он сравнивает вооруженный конфликт на Кавказе даже со временами второй мировой войны: в конце концов, в западных районах СССР тоже потребовалось десять и более лет, чтобы полностью сломить там военное сопротивление по отношению к советской власти.
В Чечне, по его словам, насчитывается от 1 000 до 1 500 боевиков - по официальной российской версии - «бандитов», - которые по-прежнему оказывают сопротивление: «Часть из них ведет боевые действия, а затем отходит назад в леса и в горы. Другая часть устраивает нападения, а потом смешивается с гражданским населением. Как с ними поступить? Если они не сдадутся, мы будем вынуждены продолжать принимать против них меры».
Согласно Николаеву, чеченцы изменили свою тактику. Если раньше «бандиты» нападали преимущественно на военные цели российских силовых структур, то теперь они взяли на прицел объекты гражданских органов власти в Чечне: отделы внутренних дел, больницы, электростанции, даже церковные учреждения.
Генерал говорит: «Это доказывает, что боевики все больше превращаются в террористов. Цель их нападений - помешать тому, чтобы гражданское население возвратилось снова к мирной жизни, и торпедировать направленные на это усилия российских и сотрудничающих с ними чеченских органов власти».
Николаев не соглашается с западной критикой, будто Россия в Чечне делает ставку только на военное решение конфликта: «Это не соответствует действительности. Президент Путин постоянно говорил о том, что для стабилизации положения на Кавказе используются также экономические, социальные и юридические меры».
Неловкость в отношениях с НАТО
Поэтому теперь готовится проведение в Чечне референдума, а в дальнейшем - выборов, чтобы сформировать легитимное народное представительство.
Депутат не соглашается с распространенными в данный момент хвалебными песнями по поводу якобы хороших российско-западных отношений. Николаев, скорее, не делает секрета из своего недовольства в связи с расширением НАТО на восток и американской политикой в Европе: «С российской точки зрения принятое в Праге решение о расширении НАТО не имеет смысла».
Россия, подчеркивает Николаев, не хочет в будущем вести диалог с НАТО, в которую входят 19 или, как это будет вскоре, 26 государств-членов, она будет согласовывать свои позиции с каждым государством НАТО в отдельности. Сотрудничеством такого рода Россия намерена самостоятельно вносить вклад в интересах внутренней трансформации НАТО.
Для США, подчеркивает депутат, НАТО, как и прежде, является в первую очередь чисто военным пактом и организацией, служащей целям безопасности в Европе. Но для России НАТО является просто лишь одним из нескольких элементов европейской системы безопасности, ведь существуют также ЕС и ОБСЕ. Москва готова к сотрудничеству с НАТО в той мере, в какой это не противоречит российским интересам безопасности.
Николаев говорит: «Мы не хотим снова враждовать с НАТО, не хотим новой конфронтации военных блоков. Но мы также не хотим, чтобы Европе навязывали одну единственную систему безопасности, и чтобы все функционировало по заданным президентом США Бушем (Bush) параметрам. Европа многообразна, многоцветна, концепция, когда видят только черное или белое, не имеет смысла».
Фактор налогоплательщика
Поэтому Николаев также не думает, что в будущем единственным государством не членом НАТО останется Россия и, возможно, нейтральная Австрия
Россиянин приветствует усилия ЕС по созданию своей собственной системы безопасности и обороны. Он надеется также на то, что от этапа создания такой системы дойдет до заключения рамочного соглашения между Союзом и Москвой.
Николаев говорит: «России нравится подход ЕС к вопросам безопасности больше, чем НАТО. В ЕС имеют право сказать свое словечко и налогоплательщики, поэтому с деньгами там обходятся экономнее, чем в НАТО, где постоянно оказывается давление с целью увеличения военных расходов».