Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вопрос о смысле российской иракской политики с экономической точки зрения

Ирак расторг договор с российской компанией «Лукойл»

Вопрос о смысле российской иракской политики с экономической точки зрения picture
Вопрос о смысле российской иракской политики с экономической точки зрения picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Неожиданное расторжение Министерством нефти Ирака договора, подписанного в 1997 году с крупнейшим российским нефтяным концерном «Лукойл» и двумя другими компаниями о разработке иракского нефтяного месторождения Курна, вызвало в Москве замешательство и беспокойство. В России множатся голоса, требующие ужесточения иракской политики Кремля

Несмотря на праздничные дни, неожиданное расторжение Министерством нефти Ирака договора, подписанного в 1997 году с крупнейшим российским нефтяным концерном «Лукойл» и двумя другими компаниями о разработке иракского нефтяного месторождения Курна, вызвало в Москве замешательство и беспокойство. В то время, как иракский посол в Москве аргументировал случившееся, говоря, что договор стал недействительным, поскольку-де «Лукойл» не выполнил своих обязательств, российское Министерство иностранных дел назвало этот шаг недружественным. Сам концерн пригрозил предпринять шаги юридического характера и заняться выяснением положения дел через международный арбитражный суд. Консорциум, созданный на базе концерна «Лукойл», обязался инвестировать в освоение месторождения 6 млрд. долларов США. Это обещало «Лукойлу» принести через годы доходы в размере 20 млрд. долларов США.

Расплата за сотрудничество с США?

Некоторые российские комментаторы видят в этом шаге попытку предостеречь активно присутствующие в Ираке страны от сотрудничества с США. В последние недели и месяцы появлялось все больше признаков того, что «Лукойл» и другие активно работающие в Ираке российские компании ищут договоренностей с США на период после падения режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Только на прошлой неделе глава миноритарного участника проекта «Курна» - компании «Зарубежнефть» утверждал, что российские компании, присутствующие в Ираке, в отличие от других, выступают против американских предложений относительно финансирования иракской оппозиции, чтобы тем самым получить гарантии США на время после падения режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Впрочем, американское посольство в Москве опровергло то, что такие разговоры ведутся.

Ненадежный партнер

В Москве множатся голоса, требующие ужесточения политики Кремля в Ираке. Так, заместитель руководителя Комитета по экономике российской Думы Валерий Драганов заявил, что решение по месторождению Курна вновь показало, каким ненадежным партнером является Ирак при нынешнем правительстве. Политика России в отношении Ирака должна быть жестче, потребовал Драганов. По его словам, не может долго продолжаться, когда, с одной стороны, приходится поддерживать антитеррористическую кампанию США, а с другой стороны, питать надежды, связанные с режимом, который не предлагает экономических перспектив и которому нельзя доверять. Агентство «Интерфакс» процитировало, не уточняя имени, представителя российского правительства, который сказал, что, если «Лукойл» не сможет соблюсти свои интересы в Ираке, то для России отпадает одна из важнейших причин для дальнейшей поддержки Ирака. Саддам Хусейн, по словам этого источника, не так интересен, чтобы заслужить поддержку в любой ситуации.

Надежды на время после снятия санкций

Россия до сих пор относилась к числу самых решительных сторонников политического решения конфликта вокруг Ирака и до сегодняшнего дня представляла эту точку зрения в Совете безопасности ООН. При этом Кремль, аргументируя, говорил, что замена нынешнего политического режима не должна становиться самоцелью. Пока нынешнее правительство сотрудничает с ООН и готово устранять сомнения относительно обладания оружием массового уничтожения, это, считали в Москве, следует вознаградить также смягчением многолетних экономических санкций в отношении Ирака, а, в конечном счете, их отменой.

Кремль придерживается такой точки зрения, руководствуясь не только возвышенными политическими мотивами, но и заботой об экономических интересах России в Ираке. Ирак должен России около 8 млрд. долларов США, и российская промышленность, ориентированная на экспорт, надеется играть важную роль в освоении нефтяных ресурсов после нормализации ситуации. В воскресенье в Москву прибыла американская делегация для консультаций по вопросу продления экономических санкций в отношении Багдада и продолжения реализации программы «Нефть в обмен на продовольствие».