Когда-то это была страна, в которой люди были вынуждены стоять в очередях с утра до вечера: за хлебом и молоком, за джинсами и меховыми шапками, за зубной пастой и туалетной бумагой. Тот, кто хотел пойти в ресторан, должен был ждать и в снег, и в холод, пока его милостиво не впустят или пока он не даст взятку швейцару. Тот, кто был гордым владельцем автомобиля, должен был часами стоять в очереди на бензозаправку, чтобы разжиться бензином. Вся страна жила поиском «дефицита» - товара, которого не хватало, и который нужно было перехватить, выгодно обменять и создать значительные запасы. На это уходило полдня.
Эта сказка, в которую трудно поверить, была в Москве реальностью пятнадцать лет назад. Сегодня центр города сверкает предрождественными огнями, в преддверии Нового года сильнее чувствуется потребительский угар, у жителей столицы есть деньги. На улицах скапливаются шикарные машины, и гости с Запада удивляются такому количеству лимузинов и внедорожников. Любая уважающая себя международная компания имеет свой филиал на Тверской, где полно магазинов, или на Новом Арбате. Однако представление о том, что эти храмы красивого, нового мира товаров населяют только хвастуны в шмотках от кутюрье или «бизнесмены», окруженные телохранителями бычьей наружности, больше не соответствует действительности.
Сегодня торговлю в Москве определяет средний класс. Кто хочет заправить свою машину, может сделать это в любой части города, а на заправках, которые растут как грибы, - еще и перекусить, выпить кофе или купить пару каких-нибудь мелочей. Тот, кто хочет есть, может выбирать между тремя тысячами ресторанов с кухней, начиная от русской и грузинской, итальянской и австралийской, и кончая тибетской или баварской. Тот, кому цены шикарных французских блюд или в суши-барах кажутся астрономическими, может не довольствоваться заведениями быстрого питания, которых в городе масса, а обратить внимание на многочисленные конкурирующие между собой дешевые рестораны с соблазнительной русской кухней. Кафе, которые до недавнего времени могли отыскать только посвященные, теперь в центре города исчисляются десятками. Сеть современных аптек заставила забыть унизительное нищенство людей в белых халатах.
Что касается продуктов питания, одежды и досуга, то торговля вышла за пределы центра и пришла в спальные районы города, где проживает большинство москвичей. Впервые в истории России граждане получили возможность потребления, как его понимают на Западе, покупать и получать удовольствия в свободное время. Почти каждую неделю там открывают свои филиалы крупные торговые компании, вдоль кольцевой автомобильной дороги появляются рынки строительных материалов, мебельные магазины и громадные торговые центры. Слово "Mall" («аллея для прогулок» - англ., «сумасшедший» - сев-нем. - прим. пер.) входит уже в русский язык.
Только что открылся крупнейший торгово-развлекательный центр с выразительным названием «Мега». Под пронизанным светом атриумом, между сотнями маленьких столиков, - зеркальная поверхность конькобежной дорожки для маленьких и более старших детей, справа и слева от нее - двести магазинов. В них можно купить все, начиная от инструмента и кончая изданиями средств массовой информации, от модных очков до особых подарков. Московская дочка немецкой компании (генеральный подрядчик) построила Центр не на земле, а на 8 000 сваях, так как насыпной грунт оказался непригодным для строительства, рассказывает руководитель проекта фирмы Том Шмидт (Tom Schmidt). 1500 российских строителей построили мега-Mall в рекордные сроки: за один год - темпы, продолжает Шмидт, «которые были бы немыслимы в Германии».
Шведский мебельный концерн "Ikea" - инвестор и хозяин Центра «Мега» выложил за проект 150 миллионов долларов США. Вместе с находящимся рядом мебельным магазином и примыкающим гипермаркетом французской компании "Auchan", а также кинотеатром с 11 залами на 3 500 зрителей, который должен появиться в начале следующего года, «Мега» станет крупнейшим в Европе объектом типа "Mall" с площадью 150 000 квадратных метров. На открытии присутствовали 70 000 человек, в дни-пик ожидается 40 000 покупателей. Именно столько человек посещают по выходным дням первый мебельный центр концерна "Ikea" на севере города - в наиболее посещаемом филиале концерна во всем мире. Ожидается, что годовой оборот центра «Мега» составит 660 миллионов долларов США. Мебельный гигант собирается построить в России в общей сложности десяток подобных центров потребителя.
Хотя все больше западных компаний вкладывают в Москве деньги в торговлю продовольственными товарами, рынок остается незаполненным. Торговые площади Москвы еще значительно уступают подобным площадям европейских столиц. Немецкий концерн "Metro", который уже три года держит в Москве три крупных магазина, намерен в следующем году приступить к созданию сети магазинов розничной торговли, как и компания "Spar Handels-AG". Турецкий концерн "Ramenka" строит один закупочный центр "Ramstore" за другим, как и российские конкуренты - компании «Перекресток» или «Седьмой континент». Однако в целом делать покупки в новых супермаркетах может позволить себе не каждый москвич. Большинство продуктов питания, почти вся одежда, электроника или мебель поступают из-за рубежа и стоят в России дороже, чем там. Но даже если из 10,5 миллионов москвичей - цифра, полученная во время недавней переписи населения (а вместе с предместьями - это еще два миллиона человек) - только пятнадцать / двадцать процентов граждан тратят свои деньги в новых потребительских центрах, то и тогда бизнес остается выгодным. Это тот процент населения, который можно отнести к среднему классу.
В частности, средний доход в Москве составляет, примерно, всего 500 долларов США. Но более двух миллионов москвичей зарабатывает почти в три раза больше. Поскольку затраты на жилье и коммунальные услуги относительно не велики, а большинство россиян отказывается от накопления сбережений из-за почти нефункционирующей банковской системы, то остающиеся деньги расходуются (а это, примерно, 80 процентов дохода). Это почти в два раза больше, чем на Западе. В этом году реальные доходы в России выросли на восемь процентов, в Москве - заметно больше. В этой связи розничная торговля переживает взлет - стремительный как полет ракеты.
Специалисты в области экономики города единодушны в том, что средний класс растет и что богатства, годами накапливавшиеся у сверхбогатых, просачиваются на нижний уровень. Финансовый кризис 1998 года однажды прервал процесс зарождения этого слоя платежеспособных потребителей, но не остановил его. К этому следует добавить, что россияне давно поняли взаимосвязь между качеством и ценой. В России с дешевым товаром бизнеса больше не сделаешь. Большинство покупателей знает, сколько должна стоить вещь и при этом хочет, чтобы его хорошо обслужили. Вместе с западной культурой потребления появляются новые формы взаимоотношений в обществе. Грубое рявканье на покупателей: «Дальше!», «Следующий!» и «Говорите!» - стало уже редким явлением - пережитком советских времен.
Большинство москвичей, между тем, не может позволить себе пока делать покупки, как на Западе, а если и может, то - изредка, поэтому использует более дешевые возможности на рынках, на улицах или в небольших магазинах. При этом надо иметь в виду, что Москва это не вся Россия, а ее хорошо украшенная витрина. Пропасть между Москвой, все больше напоминающей европейскую столицу и провинцией, велика. Но первые торговые центры появляются и в других городах, кроме того представленные в Москве сети супермаркетов планируют расширять свою деятельность на Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург или Казань. Хотя российский капитализм все еще остается диким, он приобретает черты цивилизованности. В поисках российского среднего класса стоит однажды заглянуть в очередной "Mall".