«Безопасность имеет свою цену, оборона стоит недешево». Во время зимней сессии 19-ти министров обороны генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson) не оставил никаких сомнений в том, что предпосылкой для адаптации альянса к новым угрозам, о чем постоянно говорится, к угрозам со стороны международного терроризма является выделение больших средств. Американский министр обороны Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) тоже подчеркнул «необходимость того, чтобы государства НАТО повысили свои военные возможности и увеличили военные бюджеты». Он также предостерегающе добавил, что если этого не произойдет, то «события 11-го сентября могут стать лишь началом того, что еще может случиться».
Рамсфелд отдал должное предложениям о помощи и самой помощи многих государств- участников НАТО и не входящих в ее состав стран, поддержавших США в их борьбе против террора. Однако он не стал давать оценку этой помощи: «Каждый участвует в этой акции так, как это ему позволяют возможности, - сказал министр из США. - Миссия определяет характер союза, а не союз миссию».
Теперь альянс собирается вооружаться против угроз, имеющих глобальный характер: в целях защиты от нападений с применением бактериологического и химического оружия, с целью борьбы с бесконтрольным распространением оружия массового уничтожения. Для этого предстоит расширить рамки деятельности разведывательных служб и обмен разведывательной информацией, должны быть созданы возможности для быстрой переброски войск, необходимо улучшение взаимодействия военных и гражданских учреждений.
События 11-го сентября, в этом руководство НАТО придерживается единой точки зрения, придали новую динамику отношениям между альянсом и Россией. Вечером министры собирались принять решение о создании в Москве бюро НАТО по связи, которое формально должно быть состыковано с бельгийским посольством. Еще накануне встречи Рамсфелд и его российский коллега Сергей Иванов договорились начать в январе переговоры о сокращении своих ядерных арсеналов. США собираются сократить количество беголовок с 1 700 до 2 000 единиц, Россия - до 1 500-2 000. Согласно Иванову, выход США из Договора по ПРО помехой переговорам не станет.
«Вместе пришли, вместе уйдем», - так в частности, звучит формула, с помощью которой американцы хотят успокоить страхи европейцев по поводу того, что США оставят Европу на Балканах в одиночестве. «О сокращении контингента войск разговора не было», - сказал также пресс-секретарь НАТО Ювес Броудер (Yves Brodeuer). Однако за кулисами идет активная работа по перераспределению сил. В трех операциях на Балканах принимали участие 60 000 военнослужащих. Регионализация, районализация, повышение эффективности - под таким лозунгом НАТО намерена реформировать свою деятельность и на Балканах. Операции при наличии раздельных мандатов должны проводиться в условиях материально-технического сотрудничества, начиная с переброски войск и кончая обменом вертолетами.