Киев, Украина, 17 декабря 2002 года. Владимир Шандра, создавший в последнее десятилетие стоящий многие миллионы долларов бизнес по производству и продаже кровельной дранки и толи, знает все о кровельных работах. Но именно в политике - а он недавно стал членом парламента и критиком украинского президента Леонида Кучмы - крыша внезапно обрушилась ему на голову.
Этот 39-летний бизнесмен был избран в парламент в апреле как член фракции "Наша Украина", которая стоит во главе оппозиции все более деспотичному правлению Кучмы. В июле, сказал он, один из друзей передал ему послание от одного из высших чиновников правительства Кучмы: если Шандра не присоединится к прокучминским законодателям, его предприятию грозят крупные неприятности.
Не прошло и месяца, как на его предприятии в городе Славута появились люди в масках с автоматами. Они унесли с десяток компьютеров и 3000 фунтов (1 фунт = 0,453592 кг) документов. Предприятие оказалось практически парализованным. Сегодня ему грозят уголовным преследованием за якобы имевшие место финансовые махинации. "Я никогда не думал, что такое возможно", - говорит Шандра.
Жесткий прессинг в отношении законодателей является лишь наиболее видимой частью разнообразной тактики запугивания, которая, как утверждают критики, все чаще применяется правительством Кучмы, все глубже увязающим в скандалах и теряющим поддержку общественности. Другие методы грубого давления включают нападки на недостаточно лояльных бизнесменов и независимых судей, а также обуздание средств массовой информации (СМИ). "Создается ощущение давления по всему полю, - сказал Маркьян Билинский, который руководит местным отделением фонда "США-Украина". - Демократия на Украине имеет границы, определяемые теми, кто находится у власти. Демократия требует получения разрешения и распределяется дозированно".
Кучма, который должен оставить свой пост через 2 года, заявляет, что Украина идет к тому, чтобы стать современной европейской демократией, и ей просто требуется время на развитие. Его помощники отрицают, что правительство занимается цензурой или использует правоохранительные органы и суды в политических целях. В данное время тактика запугивания помогает Кучме сохранять власть после мощных уличных демонстраций протеста в сентябре. После кампании угроз и подкупов украинские законодатели на прошлой неделе крайне незначительным большинством проголосовали за поддержку исполнительной власти.
В телевизионных новостях Кучма теперь преподносится в неизбежно позитивном свете: к примеру, когда в прошлом месяце его унизили на саммите Организации Североатлантического договора (НАТО) в Праге, украинские СМИ выдали это за дипломатическую победу своего 64-летнего лидера.
Однако некоторые аналитики говорят, что реальным бенефициарием нападок Кучмы на оппозицию становится их архитектор, Виктор Медведчук, новый и приобретающий все большую власть глава администрации президента, а также и один из самых богатых украинских олигархов. "Создается сильное впечатление, что нынешней администрацией правит Медведчук, который проводит генеральную репетицию перед тем, как стать президентом Украины", - сказал г-н Билинский.
Эта тенденция вызывает озабоченность западных лидеров, когда-то мечтавших о процветании демократии на Украине. С этой целью Соединенные Штаты оказали Украине большую экономическую помощь и политическую поддержку. Однако все это, возможно, меняется. Выяснив нынешней осенью, что президент Украины одобрил - в нарушение международных санкций - тайную продажу Ираку мощных радиолокаторов противовоздушной обороны "Кольчуга", Соединенные Штаты резко охладели к Кучме. Имеет место "кризис доверия" к властям Украины.
Но внутренней оппозиции на Украине приходится платить все более серьезную цену за право высказываться против нынешней администрации. Серьезно страдают представители деловых кругов, осмелившиеся поддержать таких оппозиционеров, как Виктор Ющенко или Юлия Тимошенко.
Глава партии "Наша Украина" Виктор Ющенко говорит, что два десятка компаний, которые оказывают финансовую поддержку законодателям из его партии, подвергаются гонениям, в первую очередь со стороны налоговой полиции. Некоторых оппозиционеров арестовали по ложным обвинениям, других разорили, третьих опозорили в СМИ, четвертым пригрозили, что они не смогут жить и работать на Украине.