Эстония, Латвия и Литва - так будет называться новый налоговый рай ЕС. Чтобы привлечь инвесторов, все три балтийских государства взяли за образец Ирландию, где успешно проделали такой же путь раньше. И теперь у Ирландии появились сильные конкуренты.
Не подлежит конкуренции, например, закон о налоге на доходы в Эстонии: прибыль не обкладывается налогом, если она остается на предприятии. Налог взимается только тогда, когда прибыль формально уходит за границу. В этом случае официальная ставка налога составляет 35 процентов, однако, различные законные трюки с налогами способны уменьшить эту цифру до десяти процентов.
То есть, это заметно меньше налоговой ставки в Ирландии, составляющей 12,5 процентов - уровень, к которому приблизились Латвия и Литва, имеющие ставку на уровне 15 процентов. Это вдвое меньше, чем в большинстве государств ЕС. К этому надо добавить, что существует одна единственная ставка налога на доходы без какой-либо прогрессии.
Люди, много зарабатывающие, тоже должны платить не более 26 процентов - в Латвии - 25 процентов. Прирост иностранных инвестиций выражается двухзначной цифрой. В год он составляет в Эстонии на жителя 2.650 евро. Она по этому показателю занимает лидирующее положение среди десяти новых стран, готовящихся к вступлению в ЕС.
Без таких стимулов новые северо-восточные районы ЕС вряд ли смогли бы привлечь такой капитал. Брюссель в ходе переговоров на предмет вступления напрасно критиковал низкий уровень налогов. Бывший премьер-министр Эстонии Март Лаар (Mart Laar) сказал так: «ЕС сам должен снижать свои налоги вместо того, чтобы заставлять их повышать нас».
В договорах о вступлении государства Балтии, в частности, обязались «привести» низшую планку «в соответствие» с законодательством о налогообложении доходов. Но уже сейчас правительства даже в крайних случаях исключают минимальное повышение налога.
Уровень безработицы, который в Эстонии уменьшился за последние два года с 16 до 10 процентов, способствовал притоку иностранного капитала. К этому надо добавить, что во втором и третьем кварталах этого года внутренний валовой продукт вырос на рекордные 7 процентов. Но как-то уменьшить пропасть между доходами в этих странах приток капитала сильно не помог.
С оборотной стороной медали познакомились тысячи служащих в Швеции и Финляндии: они потеряли свои рабочие места, поскольку многие фирмы сначала перевели в рай, где платят низкую заработную плату, часть, а потом и все производство.
Страны Балтии могут привлекать к себе компании, работающие в разных отраслях, начиная от текстильной промышленности и кончая телекоммуникациями, не только низкими налогами, но и другим неотразимым аргументом: расходы на заработную плату составляют только 10-15 процентов от уровня, существующего в Швеции или Германии.