Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня, если ничего не изменится, в России состоится крупнейший приватизационный аукцион. Однако фейерверков от него ждать не стоит. Вчера от участия в нем отказался единственный иностранный участник, что привело к резкому падению цены активов. По мнению большинства аналитиков, имя покупателя заранее известно. В конце концов, в данном случае мы имеем дело не с той многообещающей поддержке приватизации, открытость и справедливость которой декларировало государство. Тем не менее, мы готовы приветствовать этот аукцион в любом случае

Сегодня, если ничего не изменится, в России состоится крупнейший приватизационный аукцион. Однако фейерверков от него ждать не стоит. Вчера от участия в нем отказался единственный иностранный участник, что привело к резкому падению цены активов. По мнению большинства аналитиков, имя покупателя заранее известно. В конце концов, в данном случае мы имеем дело не с той многообещающей поддержке приватизации, открытость и справедливость которой декларировало государство. Тем не менее, мы готовы приветствовать этот аукцион в любом случае.

На продажу выставлено 74.95% акций «Славнефти», занимающей в России девятое место по объемам производства нефти. «Славнефть», которой принадлежат крупные нефтерождения в восточной Сибири, ежедневно добывает 320,000 баррелей нефти. Компания печально известна своим плохим менеджментом. По мнению некоторых экспертов, ее активы просто разворовываются.

Приватизация «Славнефти», которой предшествовала неожиданная продажа государством 5,9% акций нефтяного гиганта компании «Лукойл», представляет собой шаг, цель которого сделать выплаты по долгам в размере 17 млрд. долларов. Одновременно это означает, что российское правительство понимает, что частный сектор значительно лучше может управлять компаниями и реструктурировать их, чем государство. Так, например, частная собственность обеспечила мощный рост производства нефти и других нефтепродуктов в России, кроме того, она способствовала проведению серьезных реформ в ряде компаний. Появились стимулы для повышения конкуренции в стратегически важном секторе мировой энергетики.

И все-таки мы не можем назвать Кремль справедливым продавцом. Крупнейшие российские нефтяные компании контролируются олигархами, имеющими хорошие политические связи. Причем активы этих компаний достались им за копейки на аукционах, результаты которых, по распространенному убеждению, были подтасованы. Потом приватизационные аукционы стали более открытыми, а менеджеры ряда компаний, в последнее десятилетие преуспевших в закулисных играх (среди них нефтяной гигант «ЮКОС»), пришли к выводу, что единственный путь к процветанию лежит через западный стиль корпоративного управления. Тем не менее, Кремль ведет себя на аукционах как 300-фунтовая горилла.

В случае «Славнефти» сразу было ясно, что иностранных инвесторов здесь не ждут. Само собой разумеется, реальную стоимость «Славнефти» могут знать только инсайдеры. Говорилось о том, что, по крайней мере, одна западная компания (British Petroleum) проявила интерес к аукциону, но она так и не заявила о своем участии в торгах, предоставив российским компаниям возможность выяснить отношения между собой. В роли единственного серьезного иностранного претендента выступила контролируемая государством компания Chinese National Petroleum Company (CNPC), однако вчера она отказалась от участия в аукционе.

Отказ компании CNPC от участия в аукционе так и не был объяснен. Одно из объяснений - политическая шумиха, вызванная ее намерением принять участие в приватизации «Сибнефти». По мнению одного правительственного чиновника, замена одного государственного собственника другим практически лишена смысла. Депутаты Государственной думы использовали закон о приватизации, чтобы потребовать ограничения доли западных предпринимателей в принадлежащих государству компаниях теми же 25%, на которые имеют право российские компании. Этот шаг практически лишил CNPC каких бы то ни было шансов.

Более серьезным фактором, обусловившим самоотвод CNPC, могли стать коварные действия компании «Сибнефть», главного российского претендента на приобретение акций «Славнефти». «Сибнефть» занимает в России пятое место по объемам производства нефти. Именно она и предоставила «Славнефти» менеджеров высшего звена, благодаря которым ей хорошо известна ситуацию внутри компании. «Сибнефть» по низкой цене приобрела 10.83% акций «Славнефти» у правительства Белоруссии. Это обстоятельство в сочетании с активами, которыми владеет «Сибнефть» в «Славнефти» через созданную в 2000 году трастовую компанию, обеспечивает ей блокирующий пакет, за права обладания которым новый владелец должен выложить 1 млрд. долларов. Мощные стартовые позиции «Сибнефти» убедили многие российские компании, что их участие в аукционе бессмысленно.

Все это вместе взятое означает, что «Славнефть» будет скорее всего продана по более низкой цене в виду отсутствия жесткой конкуренции. По крайней мере, мы не станем свидетелями скидок, подобных тем, что делались в ходе приватизации середины 1990х годов. Более того, российские олигархи теперь не могут позволить себе расслабиться и просто подсчитывать свои миллиарды. Теперь им нужны западные инвестиции, и они с завистью поглядывают на такие компании как «ЮКОС», которые преуспевают в данном отношении.

Все эти соображения позволяют объяснить, почему «Сибнефть» в последнее время пытается улучшить свой имидж и привлечь инвесторов. Если же «Сибнефти» удастся победить на аукционе, ей придется доказывать свою эффективность держателям акций. Возможно, процесс приватизации в России еще далек от совершенства, но лед тронулся, и достижения в этой области видны невооруженным глазом.