Юруп (Yurup) - один из 1700 молодых чеченцев, проходящих подготовку в Военном комиссариате Грозного и собирающихся скоро стать милиционерами. Подобно многим своим товарищам он не понаслышке знает о том, что такое война, в течение вот уже нескольких десятилетий обескровливающая его родину. Его родственники и друзья погибли в столкновениях между российской армией и мусульманскими сепаратистами. Зачистки, проводимые военными, и месть боевиков-фанатиков убедили Юрупа в том, что в войне нет положительных героев: «Все зависит от человека, по-доброму к другим людям относится лишь половина и тех, и других. И каждый здесь видел зло», - говорит он.
Стать в Грозном милиционером совсем непросто. Столица Чечни по-прежнему, хотя на улицах стоит 20-градусный мороз и навалило снега, напоминает город-призрак, днем охраняемый российскими военными, а ночью постоянно атакуемый боевиками. Юрупу 23 года, он приехал в Грозный из одного из чеченских сел, и сторонники Москвы считают его героем. А вот для сепаратистов он - предатель. В интервью корреспонденту «La Vanguardia» Юруп сказала, что «лучше станет милиционером, которого будут ненавидеть свои, чем останется сидеть дома, сложа руки». За последние два года в Чечне было убито 240 милиционеров.
Начальник центра по подготовке будущих милиционеров, генерал-майор Анатолий Рячков объяснил, что после прохождения курса обучения «400 милиционеров из 1700 курсантов останутся служить в Чечне, а остальные будут отправлены в другие регионы». Выпускники центра будут нести свою службу вместе с 10000 милиционерами, которые уже охраняют покой в Чечне. Некоторые из сегодняшних курсантов прямо из школы милиции, расположенной за пределами Грозного, попадут в самый центр столицы, в серое здание Центрального комиссариата, превращенное в настоящий бункер. Проход к зданию защищен мешками с землей, окна закрыты фанерой или цементом, а подходы к зданию патрулируются хорошо вооруженными солдатами внутренней службы и милиционерами. И все они знают, что рано или поздно, боевики придут, чтобы расправиться с ними. Милиционеры рассказывают: «Сегодня похитили одного нашего товарища, двое других исчезли».
Начальник центрального комиссариата Самара Саламава прекрасно знаком с ситуацией: «Мы работаем в крайне тяжелых условиях. Наша задача - увеличить число милиционеров до 12000 человек, причем 90% из них должны быть чеченцами». Российские власти намерены в наступающем году провести в республике референдум, и хотят, чтобы сами чеченцы отвечали за безопасность в стране. Свой вклад в создание будущей чеченской милиции решили сделать и бывшие боевики, отказавшиеся от прежних экстремистских идей. Генерал-майор Анатолий Рячков признает, что среди его курсантов есть бывшие сепаратисты, но сами будущие милиционеры отказываются говорить об этом. 19-летний Иса, утверждающий, что он «хочет быть милиционером и защищать Россию - свою Родину», говорит: «Об этом я не могу говорить».
Начальник центрального комиссариата, Самара Саламава - молодой офицер, проходивший обучение в Москве во время обеих чеченских кампаний - объясняет, что основная задача милиционеров «бороться с бандитами, которые, надев камуфляж и маски, совершают по ночам набеги». По его подсчетам в Грозном «продолжают орудовать 200 боевиков», в окрестностях - около 1000. «Мы ничего не знаем о них, а те, кто с ними знаком, ничего не скажут. Кроме того, в течение дня они не ходят в форме. В любой компании людей, которых можно встретить днем на улице, найдутся те, кто по ночам надевает маски и начинает действовать».
Один из милиционеров - Тимур Ханидов - рассказывает о том, что ожидает Юрупа после окончания учебы. «Боевики нас знают. Они знают, где наш дом, и моя жена и дети живут в постоянном страхе. И никто из нас не может считать себя в безопасности: ни я, ни моя семья».