Саддам Хусейн (Saddam Hussein) вступил в рискованную конфронтацию - причем это не очевидная конфронтация с администрацией Буша (Bush), а не прямое противостояние с президентом России Владимиром Путиным. Совершив, возможно, крупнейшую ошибку, Саддам Хусейн на прошлой неделе разорвал контракт на добычу нефти с российским консорциумом, возглавляемым нефтяным гигантом "Лукойл". Этот контракт мог принести миллиарды долларов.
Договор был разорван просто для того, чтобы наказать Россию. Однако ситуация может обернуться против иракского диктатора, если Путин в ответ проголосует за принятие резолюции Совета Безопасности ООН, которая санкционирует применение силы против Саддама, или же - просто воздержится во время голосования.
В этом противостоянии действия Саддама Хусейна и реакция Путина могут оказаться решающими, от них зависит будут ли начаты военные действия против Ирака или нет. В случае, если Саддам будет свергнут силой, будущие отношения между Кремлем и Белым домом, а также между Кремлем и Ираком после Хусейна будут зависеть от искусства, с которым сегодня Владимир Путин сможет урегулировать отношения в треугольнике Москва-Вашингтон-Багдад. Путин должен обеспечить долгосрочные интересы России в Ираке наряду с укреплением отношений с Вашингтоном, которые, в свою очередь, обязывают его прекратить сотрудничество с соседом Ирака, Ираном, в ядерной сфере.
Обе стороны понимают, что не этот факт является причиной, по которой Саддам хочет наказать Путина. На прошлой неделе в новостной рассылке нефтегазового издания "Energy Intelligence" было отмечено, что Саддама Хусейна спровоцировали к мести недавно опубликованные комментарии руководителя "Лукойла" Вагита Алекперова, в которых говорилось, что в случае свержения Саддама его компания получила от Кремля гарантии сохранения прав на нефтяное месторождение Западная Курна (West Qurna).
Путину еще предстоит сделать заявление для общественности. Однако в России есть мнения, которые говорят сами за себя. Российское агентство "Интерфакс" процитировало заявление, сделанное в пятницу одним кремлевским чиновником: "Если Ирак примет это решение, тем самым он ликвидирует один из главных аргументов, руководствуясь которыми Россия поддерживает его в нынешней международной обстановке". Другими словами, если Ирак разорвет выгодные нефтяные контакты, которые он использовал для того, чтобы Россия и Франция поддерживали его в Совете Безопасности, то Путин сделает выбор в пользу Организации Объединенных Наций и жертв Хусейна - иракского народа. Если это случится, то произойдет именно то, что нужно. В последний раз приверженность Саддама кодексу мести возьмет верх над рациональными нуждами управления государством.