Москва, 18 декабря 2002 года. Сегодня две ведущие российские нефтяные компании, "Сибнефть" и "Тюменская нефтяная компания", обе из которых частично принадлежат влиятельным магнатам, объединились, чтобы купить 75% акций принадлежащей государству нефтяной компании "Славнефть", согласившись уплатить за пакет акций "Славнефти" 1,86 млрд. долл. США на аукционе, который ознаменовал крупнейшую в России за последние 5 лет приватизацию.
Российское правительство надеялось, что этот аукцион станет самым крупным приватизационным торгом с момента распада Советского Союза в 1991 году, и что он положит конец остающимся вопросам об открытости и прозрачности российского рынка, на котором все еще имеют место махинации, продажи по бросовым ценам и коррупцию, которые характеризовали процесс приватизации периода 1990-х годов. Однако аукцион прошел не совсем так, как хотелось бы.
Цена, за которую был продан пакет акций "Славнефти", 1,86 млрд. долл. США, была несколько меньшей, чем цена, за которую была продана телекоммуникационная компания "Связьинвест", в результате чего сегодняшний аукцион стал вторым по величине из состоявшихся в России приватизационных торгов. Фактически эта цифра была ненамного больше установленной правительством стартовой цены в 1,7 млрд. долл. США, несмотря на звучавшие в последние дни заявления высокопоставленных чиновников, что за "Славнефть" можно выручить до 3 млрд. долл. США.
К тому же этот аукцион едва ли можно назвать здоровой конкуренцией, на которую надеялось российское правительство. Вместо этого имеющая политические связи компания "Сибнефть", как представляется, заблаговременно расчистила поле, скупив блокирующие пакеты акций "Славнефти", в то время как политическое давление вынудило единственного крупного потенциального покупателя с необходимыми средствами, китайского государственного нефтяного гиганта "Chinese National Petroleum Corp.", за день до аукциона снять свою заявку.
В конечном итоге, единственным сюрпризом аукциона по продаже компании "Славнефть" стал тайный сговор между "Сибнефтью" и "Тюменской нефтяной компанией". Тайна этого сговора охранялась так тщательно, что даже после завершения 5-минутного аукциона продолжали циркулировать сообщения, что компания "Сибнефть" стала единоличным победителем. Только на следующее утро, после опубликования совместного заявления двух компаний, стало известно, кто именно купил "Славнефть".
Высшие правительственные чиновники и политики выразили неудовлетворенность низкой ценой, по которой ушла "Славнефть"; правительственное агентство, осуществляющее приватизационные торги, даже пообещало изменить правила, чтобы в будущем тайные сделки между покупателями стали невозможными.
"Я считаю, что цена могла бы быть значительно выше, - сказал главный экономический советник Кремля Андрей Илларионов. Он высказал мнение, что данный аукцион не сумел привлечь достаточное количество потенциальных покупателей. Министр финансов России Алексей Кудрин с этим согласен. "Это в определенном смысле позор, что "Славнефть" ушла по такой низкой цене", - сказал он репортерам. Критически отозвался о прошедшем аукционе и спикер Государственной Думы Российской Федерации Генадий Селезнев. "Это провал, - сказал он. - Продажа должна была принести не менее 2 млрд. долл. США. Это значит, что правы оказались те, кто толковал о лотерее, а не об аукционе; они получили то, что предсказывали - обман".
Однако аналитики нефтяной индустрии были куда более сдержанными в своих оценках. По их мнению, ценовые ожидания были раздуты правительством. В более широком плане они согласились с тем, что сегодняшний аукцион, хотя и не был лишен недостатков, но стал значительным шагом к тому, чтобы государственная собственность России продавалась по справедливой рыночной стоимости.
"Правительству, наконец, удалось продать государственную собственность по более или менее приемлемой цене", - сказал аналитик брокерской фирмы "Troika Dialog" Валерий Нестеров. "Все ожидали более высокой цены, однако же за "Славнефть" все-таки было заплачено на 9% больше стартовой цены", - сказал аналитик проблем нефти и природного газа в "United Financial Group" Павел Кушнир. Представитель "Сибнефти" по связям с общественностью Джон Манн (John Mann) сказал, что продажная цена ниже ожидаемой стала результатом рынка, а не отражением нечестного аукциона.
"Сибнефть" является пятой по величине нефтяной компанией в России, а крупнейшим ее акционером является олигарх Роман Абрамович, влиятельный губернатор Чукотки. "Тюменская нефтяная компания" (известная по своему сокращенному наименованию ТНК) является четвертой по величине в России, но у нее существенно больше долгов, чем у "Сибнефти", и поэтому никто не ожидал, что она сумеет подать солидную сольную заявку на приобретение "Славнефти".
Задолго до нынешнего аукциона, как отмечают аналитики, "Сибнефть" постаралась максимально затруднить выигрыш другим вероятным претендентам на покупку "Славнефти". В прошлом месяце "Сибнефть" купила 11% акций "Славнефти" у Республики Белоруссия за 207 млн. долл. США. А совместный холдинг "Сибнефти" и ТНК уже имел в своем распоряжении 12,8% акций "Славнефти". К тому же руководитель "Славнефти" в прошлом был вице-президентом "Сибнефти", выигравшим этот пост после состоявшегося этим летом решительного противостояния в совете директоров, в котором участвовали вооруженные охранники и звучали угрозы взрыва бомбы.
"Роснефть", последняя остающаяся в России государственная нефтяная компания, сегодня пожаловалась, что ей не позволили принять участие в аукционе.