Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия отдает нефтяной гигант в руки ельцинским олигархам

Победитель приватизационных торгов связан с компанией, зафрахтовавшей 'Prestige', а цена на 'Славнефть' оказалась много меньше той, которая прогнозировалась

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый скандал, связанный с проведением в России приватизации. В результате поражающих воображение торгов российское правительство передало 74,95% акций нефтяной компании 'Славнефть' в руки претендовавшей на нее компании, за которой стоят близкие к Кремлю еще с ельцинских времен Роман Абрамович и Михаил Фридман. Цена пакета акций составила 1860 миллионов долларов, что гораздо ниже называвшейся специалистами суммы, в том числе и той, которую называла Счетная палата. Все основные конкуренты выигравшей стороны, а некоторые из них предлагал цену гораздо выше той, за которую 'Славнефть' была продана, перед торгами лишись права претендовать на выставленный для продажи пакет акций.

Новый скандал связан с проведением в России приватизации. В результате поражающих воображение торгов российское правительство передало 74,95% акций нефтяной компании «Славнефть» в руки претендовавшей на нее компании, за которой стоят близкие к Кремлю еще с ельцинских времен Роман Абрамович и Михаил Фридман. Цена пакета акций составила 1860 миллионов долларов, что гораздо ниже называвшейся специалистами суммы, в том числе и той, которую озвучила Счетная палата. Все основные конкуренты выигравшей стороны, а некоторые из них предлагали цену гораздо выше той, за которую «Славнефть» была продана, перед торгами лишились права претендовать на выставленный для продажи пакет акций.

Пакет акций, стартовая цена которого составляла 1700 миллионов долларов, был приобретен компанией «Инвест-Ойл», по сути представляющей интересы «Сибнефти» и Тюменской нефтяной компании (ТНК). Эта последняя принадлежит, в свою очередь, концерну «Альфа-Групп». Напомним, что «Альфа-Групп» владеет также и «Crown Resources», зафрахтовавшей «Prestige».

Торги прошли в худших традициях раздела государственного имущества, сформировавшихся еще в эпоху Бориса Ельцина. Это явный знак, что российский президент Владимир Путин не хочет или не может оспаривать интересы определенных секторов власти, получивших немало благ при его предшественнике.

Та форма, в которой были проведены приватизационные торги, может испортить отношения между Россией и Китаем. По сведениям из источников в нефтяном секторе, российская сторона (возможно, что даже Путин) сама предложила Китайской Национальной Нефтяной Корпорации (CNCP) принять участие в торгах, но затем китайцы были вынуждены отказаться от борьбы за «Славнефть». Аналитики прогнозируют, что Россия должна будет, так или иначе, предоставить китайцам компенсацию, возможно, выбрав для будущего сибирского нефтепровода путь, который пройдет по территориям и России и Китая. С этой целью в конце недели пройдет встреча между руководителями CNCP и Михаилом Касьяновым, контролирующего Российский фонд федерального имущества (РФФИ), проводящий приватизации.

Абрамович, которому принадлежит «Сибнефть» и Фридман, контролирующий ТНК, уже являлись миноритарными собственниками «Славнефти». После торгов, подвергшихся критике в различных СМИ, акции «Сибнефти» на московской бирже выросли на 4,5-5%. По оценке председателя Счетной палаты Сергея Степашина стоимость пакета акций «Славнефти» должна была составить 3000 миллионов долларов, но торги были проведены при минимальной конкуренции. Министр финансов Алексей Кудрин, напротив, считает, что торги были «чистыми». По оценкам экспертов, государство получило от продажи «Славнефти» сумму, достаточную для выплаты государственного долга в 2003 году, который составляет приблизительно 17000 миллионов долларов.

Среди недовольных результатами торгов оказался и советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов: «Я считаю, что цена могла быть гораздо выше». Экономист высказался за «максимальное число участников в любых торгах», «что послужит их открытости и поднимет цену лота, выставленного на продажу». Кроме того, Илларионов высказался за «широкое участие в подобных торгах зарубежных компаний».

Лидер фракции «Яблоко» Григорий Явлинский заявил: «Вплоть до настоящего времени в России не было ни одних открытых, прозрачных и оправданных с экономической и профессиональной точки зрения торгов». По мнению лидера «Яблока», вчерашние торги принесли выгоду «лишь ограниченному кругу лиц». Предложение об обсуждении этой темы на заседании Госдумы было по формальным мотивам отвергнуто ее председателем Геннадием Селезневым.

Организаторы торгов не стали придерживаться даже установленных правил их проведения: не был опубликован список участников, не были допущены на торги и журналисты. Представители СМИ были вынуждены следить за торгами по монитору, выставленному перед залом для проведения аукциона: в зал с камерой смог войти только работник приватизационного комитета. По сообщению агентства «Интерфакс», из 11 компаний, подавших заявки на участие в торгах за «Славнефть», были допущены лишь 6. За рекордно короткое время - 4 минуты - был завершен аукцион по продаже самой крупной доли государственного имущества за всю историю России. Изначально проведение торгов планировалось демонстрировать по телевидению.

Компании, лишенные права участвовать в торгах, подвергают сомнению порядочность правительства при рассмотрении данного вопроса. «Роснефть», подававшая заявку на участие в торгах через фирму-посредника, объявила, что собирается опротестовать лишение ее права на участие в торгах. Компания «Енисей» даже не успела закончить сбор документов, необходимый для участия в аукционе, но уже была лишена судом права претендовать на «Славнефть». Согласно публикации в газете «Ведомости», оценку выставленной на продажу компании проводила «Salomon Brothers», являющаяся, кроме того, и экономическим советником «Сибнефти».

«Сургутнефтегаз», собиравшаяся заплатить за пакет акций «Славнефти» 1900 миллионов долларов, отказалась от участия в торгах, а два других нефтяных гиганта - «Лукойл» и «Юкос» - предпочли держаться в стороне.