Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ракетная гонка

Администрация Буша строит потемкинскую противоракетную оборону

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поспешное стремление администрации Буша построить наземные системы защиты от стратегических межконтинентальных ракет укладывается скорее в политические, а не в военные рамки. Для сторонников системы ПРО эта программа стала идеологией, они выглядят настроенными намешать достаточно цемента и построить достаточно наземных сооружений до следующих президентских выборов, чтобы процесс стал необратимым.

Решение администрации Буша (Bush) развернуть рудиментарную систему противоракетной обороны на Аляске и в Калифорнии к концу 2004 года снимает вопрос о том, какая угроза оправдывает этот ускоренный график. Необходимость существования противоракетной системы еще далеко не доказана, ее ключевые компоненты еще не построены, а те, что построены, не прошли испытания. Поэтому, если ее спешно начали создавать, за значительные деньги и с определенными рисками, это означает, что появился противник, который может напасть на Соединенные Штаты, запустив межконтинентальную ракету. Пока такого противника не видно. Америка не воюет с Россией или Китаем, ракеты которых в любом случае легко преодолеют любую систему противоракетной обороны. У Северной Кореи, самого вероятного подозреваемого, еще нет ракет, способных достичь континентальной части Америки. ЦРУ считает, что ракета "Taepodong-1", которая испытывалась всего один раз, в лучшем случае сможет достичь берегов Аляски, да и то только в том случае, если не будет нести ядерную боеголовку.

Северная Корея, Иран и другие враждебные государства в один прекрасный день могут создать ракеты, которые будет угрожать Соединенным Штатам, по этой самой причине систему противоракетной обороны следует развертывать. Так как ряд стран уже обладают ракетами среднего радиуса действия, а системы защиты от них становятся все более эффективными, то планы разместить эти системы на кораблях военно-морского флота или на зарубежных американских военных базах имеют некоторый смысл. Однако поспешное стремление администрации Буша построить наземные системы защиты от стратегических межконтинентальных ракет укладывается скорее в политические, а не в военные рамки. Для сторонников ПРО в администрации эта программа стала идеологией. Они, похоже, настроены не жалеть цемента и построить достаточно наземных сооружений до следующих президентских выборов, чтобы процесс стал необратимым. Некоторые политики до сих пор с большим сожалением вспоминают решение администрации Клинтона (Clinton) заморозить многие проекты в сфере противоракетной обороны, начатые до 1992 года; они стараются предотвратить повторение такого поворота событий.

И все же в ходе этого предварительного строительства, которое потребует значительного увеличения 16-миллиардного (в долларах США) бюджета, выделенного на противоракетную оборону на ближайшие два года, будет создана система, которая будет потемкинской, а не защитной. Пентагон до сих пор не создал ключевые элементы системы, в том числе и работающий ракетный ускоритель. Не созданы и спутниковые датчики, необходимые для обнаружения ракет и определения ложных целей. Радиолокационная система, обеспечивающая данными ракеты-перехватчики, существует только в прототипе. Три из восьми испытательных полетов нынешних ракет-перехватчиков закончились неудачей, и это при том, что ракеты еще не испытывались против ракет с настоящими ложными целями. По мнению независимых экспертов, эти испытания вообще вряд ли осуществимы до конца текущего десятилетия.

Возможно, что Соединенные Штаты преуспеют в создании системы противоракетной обороны дальнего радиуса действия, которая обеспечит хорошую, если не 100-процентную защиту от ограниченного количества ракет. Однако администрация сама признает, что в 2004 году система еще не будет существовать. Тогда зачем же тратить деньги, принимая во внимание отсутствие какой-либо явной угрозы? По крайней мере некоторая часть этих средств могла бы быть потрачена на предотвращение совершенно реальной угрозы, исходящей от ядерных, химических и бактериологических арсеналов, находящихся на территории бывшего Советского Союза, или от ядерного топлива, свободно перемещаемого по миру - то есть на те угрозы, на которые администрация Буша не торопится обращать внимание.