Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Отсутствие новостей с Украины - плохая новость

Президент Украины Кучма подвергается критике за притеснение средств массовой информации, подавление диссидентов и другие действия. Не наблюдаем ли мы возврат к старым дням?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Мы не смогли создать систему, которая гарантировала бы демократию, - говорит бывший премьер-министр Виктор Ющенко, лидер блока "Наша Украина", самой крупной оппозиционной фракции в украинском парламенте. Кучма отправил его в отставку в апреле 2000 года за умеренные попытки провести реформы. - Мы не просто приблизились к диктатуре, мы уже находимся на серьезной стадии диктатуры".

Каждую неделю работники администрации президента Украины Леонида Кучмы направляют официальные письма всем телеканалам, радиостанциям и печатным изданиям страны. Известные как "темники", то есть списки тем, эти директивы определяют вопросы, которые необходимо осветить в выпусках новостей. В них же содержатся инструкции о том, как это нужно делать. Например, во время массовых протестов - в одном из последних, который происходил в сентябре этого года в Киеве, принимало участие около 100 тысяч человек - фотографам дают указание делать снимки только после того, как большинство демонстрантов разойдется, показывая в итоге несколько прогуливающихся по площади участников вместо десятков тысяч демонстрантов, требующих отставки Кучмы. Мягкие, некритичные новостные телевизионные программы, основной источник информации для большинства украинцев, не затронули тему протестов, или же не озвучили требования демонстрантов. А в различных ток-шоу участникам за несколько часов до начала передачи сообщают, что надо говорить.

Кучма, бывший директор ракетостроительного завода, ставший президентом в 1994 году, возможно, и имеет полный контроль над средствами массовой информации, однако события на Украине и за ее пределами начинают ослаблять его хватку. Соединенные Штаты подозревают администрацию Кучмы в непрямой продаже современных радиолокационных систем "Кольчуга" Ираку в нарушение санкций ООН; оппозиционные лидеры и активисты серьезно окрылены успехом недавних уличных демонстраций; а смерть директора информационного агентства "Украинские Новости" Михаила Коломийца, чье тело было найдено в прошлом месяце в лесу на территории соседней Белоруссии, также способствовала усилению чувства надвигающейся на СМИ опасности. Многие украинцы опасаются, что их страна скатывается назад к тоталитаризму. "Мы не смогли создать систему, которая гарантировала бы демократию, - говорит бывший премьер-министр Виктор Ющенко, лидер блока "Наша Украина", самой крупной оппозиционной фракции в украинском парламенте. Кучма отправил его в отставку в апреле 2000 года за умеренные попытки провести реформы. - Мы не просто приблизились к диктатуре, мы уже находимся на серьезной стадии диктатуры".

Не ожидайте увидеть упоминание об этом в темниках. Нью-йоркская правозащитная организация "Human Rights Watch" недавно назвала указания государства "скрытой, однако очень эффективной цензурой" и призвала парламент Украины, который в ответ на жалобы журналистов и осуществляющих наблюдение за СМИ организаций назначил на 4 декабря слушания по этому вопросу, укрепить гарантии свободы слова. "Возможно, де-юре у нас и нет цензуры, но де-факто она точно существует", - говорит Андрей Шевченко, председатель Киевского независимого медиа-профсоюза. Руководитель информационного департамента администрации президента Кучмы Сергей Васильев утверждает, что рассылки являются простыми пресс-релизами. Однако около 500 журналистов подписали обращение, в котором они пригрозили начать забастовку протеста против темников, чтобы добиться гарантий свободы слова. "Украина - самая информационно открытая страна, - возражает Иван Чиж, председатель государственного комитета по информационной политике, телевидению и радио. - Она настолько открыта, что часто те, кто этим пользуется, действуют во вред государству".

Несмотря на описываемую Чижом открытость, за последние три года десятки украинских и иностранных журналистов подверглись физическим нападениям. Впечатление о том, что СМИ находятся под угрозой, усиливается тем, что трое из них погибли, в том числе и Георгий Гонгадзе. Гонгадзе писал критические статьи о Кучме и других высокопоставленных чиновниках. Бывший телохранитель Кучмы майор Николай Мельниченко, находящийся сейчас в США, обнародовал тайно сделанные записи разговора, в котором Кучма говорит своим помощникам, что Гонгадзе нужно выдать чеченским боевикам или же избавиться иным способом. Власти твердо говорят о непричастности к его смерти.

В отличие от Гонгадзе, Михаил Коломиец до своей смерти не был известен как охотник за сенсациями. Полиция сообщила, что он совершил самоубийство, и не выдвинула больше ни одной достоверной версии, однако друзья и родственники Коломийца потребовали провести расследование. Также ведутся следствия по делу избитого до смерти в июле 2001 года тележурналиста Игоря Александрова и исчезновению специализировавшегося на экономических вопросах ведущего новостей Александра Панича.

Обвинения в продаже комплекса "Кольчуга" также впервые прозвучали с пленок Мельниченко; на них Кучма якобы одобряет продажу четырех радиолокационных систем Ираку через необозначенного иорданского посредника. Эта сделка - факт которой украинские официальные лица отрицают - привела к серьезным дипломатическим разногласиям между Украиной и Соединенными Штатами. ФБР заявляет, что сделанная в июле 2000 года запись разговора Кучмы с руководителем украинского государственного предприятия по продаже вооружений "Укрспецэкспорт" Валерием Малевым - подлинная, в результате чего США в сентябре заморозили предоставление Украине помощи в размере 55 миллионов долларов США. Отрицая факт якобы совершенной сделки, руководитель администрации президента Кучмы Виктор Медведчук заявил на состоявшемся в прошлом месяце пресс-брифинге: "Это абсолютно исключено. Президент Украины не мог одобрить продажу такой техники Ираку".

Комиссия по расследованию этого дела, состоящая из американских и английских экспертов министерств обороны и спецслужб, побывала в октябре на Украине по приглашению правительства Кучмы. Их доклад, опубликованный в прошлом месяце Государственным департаментом США, не отвечает на вопрос, продавала ли Украина радиолокационное оборудование Ираку. Хотя эксперты и не считают, что прямая передача техники Ираку имела место, они говорят, что "тайная или незаконная передача вооружений, особенно через третьи стороны, остается вероятной возможностью". Комиссия, которая расценила ответы некоторых украинских официальных лиц как уклончивые, пришла к выводу, что стандартное условие контракта о "конечном пользователе", согласно которому Украина обязывает другие страны не передавать радиолокационные станции и их компоненты третьим странам, могло быть изменено таким образом, чтобы предоставить Китаю возможность перепродать оборудование третьей стране. "Китай соблюдает санкции ООН против Ирака и не передавал Ираку никаких военных технологий", - заявил представитель министерства иностранных дел Китая. Если Соединенные Штаты докажут, что передача оборудования имела место, и выразят справедливое возмущение, то, как надеются лидеры оппозиции, Кучме придется уйти в отставку. Новые выборы могут вернуть страну на демократический путь. "Если США или Европейский Союз начнут юридические процедуры, - говорит лидер оппозиционной Социалистической партии Александр Мороз, - то для политической и деловой элиты, зависящей сейчас от президента, это послужит признаком того, что эта зависимость временна. Тогда ситуация может измениться очень быстро".

Еще одним человеком, стремящимся к переменам на Украине, является Михаил Свистович, активно принимавший участие в акциях массового протеста еще с советских времен. Будучи выпускником экономического факультета Киевского государственного университета, он в 1992 году перестал заниматься политической деятельностью, и пошел работать в частный банк. Сейчас Свистович и его жена Мирослава принимают участие в уличных политических акциях в Ирпене, в пригородах Киева. Свистович говорит, что коррупция, широко распространенная на высшем уровне власти, дублируется и на местном уровне. "Любой бизнес, даже самый маленький киоск, находится под их гнетом. Любой городской чиновник чувствует себя вправе требовать взятку", - говорит Свистович.

Он заявляет, что правительственные чиновники сговорились закрывать любой независимый или недружественный режиму бизнес, особенно средства массовой информации. Чтобы подкрепить это утверждение, он ссылается на угрозы властей закрыть печатную фирму в Ирпене, если она та напечатает газету для группы Свистовича. Агент по недвижимости из Киева Полина, отказавшаяся назвать свою фамилию, сказала: "Единственный способ защитить себя - это дать взятку какому-либо представителю районной исполнительной власти. Тогда подкупленный чиновник будет вас защищать". Ситуация не всегда обстояла подобным образом. "Десять лет назад было открыто множество частных пекарен, ателье по пошиву одежды и парикмахерских, - говорит Полина. - Где все они сейчас? Многих просто вытеснили. Это государство не хочет, чтобы малый бизнес процветал, ибо люди могут стать слишком независимыми".

Результатом такой политики является растущая экономическая бедность в стране, подавляющая часть населения которой и без того находится на уровне прожиточного минимума. Около 30 процентов украинцев живут ниже черты бедности, которая равна 63 долларам США в месяц; большинство живет на 70 долларов в месяц. За последние 10 месяцев численность населения Украины уменьшилась, примерно 346 тысяч смертей были вызваны бедностью, недостаточным питанием и отсутствием медицинской помощи. По данным ООН, на Украине самый высокий в Европе уровень ВИЧ-инфицированных на душу населения.

Во время крупных сентябрьских уличных протестов в Киеве демонстранты несли транспаранты с требованиями отставки Кучмы, досрочных выборов, перекройки политической системы с предоставлением парламенту большей власти, и справедливости при расследовании случаев коррупции и убийств. Мороз полагает, что эти акции укрепили оппозиционные силы в парламенте, и на прошлой неделе лидеры оппозиции объявили о следующем этапе уличных протестов, которые состоятся в марте будущего года. Однако Свистович реалистично относится к тому, чего можно достичь этими протестами. "Новые обещания свергнуть Кучму не имеют смысла, - говорит он. - Когда мы проводили акции протестов в 1990-х годах, мы не обещали, что свергнем коммунистический режим. Мы просто делали все, чтобы организовать людей, а режим в конечном счете пал сам по себе. Так же нужно поступать и сейчас: продолжать организовывать людей, как это делала польская "Солидарность" в 1980-е годы".

Кучма вряд ли уйдет тихо. "Президент захватил всю власть, - утверждает Мороз, а члены его команды "решают все кадровые, политические и экономические вопросы". Эта ситуация заменяет собой систему сдержек и противовесов. Все другие институты власти являются театральной бутафорией".

Однако Мороз верит, что на Кучму оказывают давление с Запада. Вместе с тем, Кучма не уйдет, если давление изнутри не усилится. Он может даже пойти на третий президентский срок. Но даже если он уйдет, то, кто бы ни сменил его на посту президента, ситуация не улучшится, так как не проводятся политические реформы. "Пока мы не изменим систему, - говорит Ющенко, у нас будут только клоны Кучмы". Чтобы понять это, не обязательно обладать чувствительностью радиолокационной системы "Кольчуга".