Москва, 20 декабря 2002 года. Рождество, возможно, не станет веселым и наверняка не будет мирным для Анатолия Чубайса, главы российской электрической монополии "Единая энергетическая система (ЕЭС) России", поскольку он начал борьбу за одну из самых сложных и важных реформ в первый президентский срок Владимира Путина. На кону второе критическое слушание в федеральном парламенте законопроекта о реформировании электрического сектора. Это слушание после многомесячных задержек должно было состояться на этой неделе, но вновь было отложено до 24 декабря, по крайней мере, а возможно, и на период после новых президентских выборов в марте 2004 года.
В сущности, план реформирования электрического сектора предусматривает либерализацию цен на электроэнергию посредством раздела ЕЭС (в котором российское правительство все еще имеет 52% акций) и существующих объединенных региональных энергетических компаний (в которых ЕЭС имеет по 51% акций) на ряд конкурирующих региональных компаний оптовой торговли электроэнергией и производства электроэнергии.
Однако этот план натолкнулся на резкое противодействие бизнесменов, акционеров, политиков и правительственных чиновников, которые теперь перенесли сражение в парламент. Последние переносы слушания этого законопроекта отражают различия не только в идеологии, но и во взглядах на то, как будут на практике претворяться в жизнь реформы, с учетом противоречивых коммерческих интересов и персональных столкновений.
Первоначально подготовленные г-ном Чубайсом предложения были подвергнуты острой критике, в них было внесено свыше 1800 поправок. В парламенте осуществляется сильное лоббирование. Если коммунисты выступают против этого плана в принципе, то либеральные партии, такие, как "Яблоко", критикуют его по части претворения в жизнь. Они вспоминают о спорных "займах за акции" в ходе приватизации государственной собственности в середине 1990-х годов, которую г-н Чубайс - в то время высокопоставленный политик - координировал. Тогда группа бизнесменов получила в собственность государственные предприятия по бросовым ценам. "Мы хотим предотвратить приватизацию в стиле олигархов", - говорит Игорь Артемьев из партии "Яблоко".
Некоторые миноритарные акционеры - особенно в региональных компаниях, частично приватизированных в 1990-х годах - также опасаются разбазаривания авуаров своих компаний. Они думают, что г-н Чубайс, быть может, испытывает соблазн заключить с олигархами сделки, чтобы получить политическую поддержку реформы, предложив им взамен некоторую часть акций ЕЭС и ее дочерних предприятий по низким ценам.
Этой озабоченности вторит Андрей Илларионов, экономический советник президента Путина, открыто критикующий лично г-на Чубайса, а также и план реформирования электрического сектора из опасения, что глава РАО "ЕЭС России" использует эти реформы для усиления собственного политического влияния.
Г-н Чубайс обещал заморозить все сделки в ЕЭС до момента, когда совместно с акционерами будет выработан прозрачный механизм. Однако не утихают слухи, что он ведет переговоры с олигархами, а в парламенте открыто действуют лоббисты компании "Русский Алюминий", контролирующей сильно нуждающиеся в электроэнергии заводы по производству алюминия и имеющей важные интересы в некоторых региональных электрических компаниях.
Решающие центристские партии в парламенте более неоднозначны в своих подходах к проблеме реформирования электрического сектора, но они очень чувствительны к командам, поступающим из Кремля. На этой неделе Александр Волошин, глава президентской администрации, которого частенько причисляют к олигархическим группировкам, сказал: "Качество реформ более важно, чем быстрота. Задержки не означают, что реформы отменены; они значат, что нужно просчитать последствия реформ".
Очень многое сейчас зависит от самого г-на Путина. Вчера в своих высказываниях в ходе прямого телеэфира, он был загадочен, как дельфийский оракул. "Мне бы не хотелось, чтобы все было продано за бесценок", - сказал он.
Неопределенность еще более понизила цены акций РАО "ЕЭС России". Это вынудила г-на Чубайса в среду вечером предупредить, что российские "олигархи" имеют возможность приобрести его компанию по дешевке.