Вчера, во время двух с половиной часового диалога со своими согражданами, трансляция которого велась в прямом эфире по радио и на телевидении, президент России Владимир Путин продемонстрировал свой профессионализм политика. По всей стране - от Хабаровска на Дальнем Востоке до самого западного района России, Калининграда - люди, несмотря на холод, пришли на площади, где были установлены передвижные телевизионные студии, чтобы напрямую задать свой вопрос президенту.
Продолжая традицию, начатую в прошлом году, российский президент отвечал и на вопросы, которые ему задавали по телефону (для этого были выделены 500 линий) и по интернету. За два с половиной часа диалога было получено 33000 телефонных звонков, 50000 вопросов задали пользователи всемирной паутины. Президент успел ответить на 51 вопрос, девять из которых были им заранее отобраны из миллиона писем, присланных жителями России прямо в Кремль.
Большинство россиян по-прежнему обеспокоены такими проблемами, как выплата пенсий, медицинское обслуживание, повышение цен на лекарства и электроэнергию, низкий уровень оплаты труда, система образования и муниципальная реформа. Во время общения со своими согражданами Путин отдал предпочтение социальной сфере - доказательство того, что президент уже готовится к следующему электоральному году, в конце которого должны пройти выборы в Государственную Думу. А на весну 2004 года намечено проведение президентских выборов.
Подводя итог прошедшего года, Путин заявил, что Россия стала богаче и что положение большинства жителей страны «немного улучшилась». По прогнозу президента, инфляция должна составить 15%, что ниже показателя прошлого года на 2,6%.
На вопрос о возможности установления в России конституционной монархии, президент ответил, что конституционная монархия в том виде, в котором она существует в Дании, Голландии, Великобритании или Испании, «для России невозможна», потому как в этой стране «еще не сложилась устойчивая система политических партий». Учитывая эти обстоятельства, а также и многообразие культур народов, населяющих территорию России, Путин высказался за демократическую президентскую систему правления.
Одна из передвижных телевизионных студий была установлена в столице Таджикистана - Душанбе, откуда с президентом общались военнослужащие из 201 дивизии, несущие службу на границе с Афганистаном. Подталкиваемый своими товарищами, к камере вышел великан в военной форме и задал президенту следующий вопрос:
«В 1994 году мне присвоили звание Героя России, но в настоящий момент у меня нет даже российского гражданства, не могли бы Вы мне помочь?». «Вы обращались в соответствующие инстанции?», - спросил его, в свою очередь Путин.
«Неоднократно», - лаконично ответил военный.
Президент пообещал в течение недели разрешить эту «недопустимую» ситуацию. Много похожих вопросов президенту задали и молодые пользователи интернета, живущие в бывших республиках Советского Союза и считающие Россию своей родиной.
Беседа президента с жителями России была отмечена несколькими необычными и даже комичными моментами, но прошла гладко. Еще одной темой интересовавшей граждан страны было положение в армии, война в Чечне, отношение к исламу и борьба с терроризмом. Отвечая на вопрос, касающийся Чечни, президент заявил о текущей замене находящихся в республике солдат срочной службы на профессиональных военных и особенно подчеркнул тот факт, что среди сепаратистов нет тех, с кем можно вести переговоры. По мнению Путина, «армия свою задачу в Чечне уже выполнила» и чрезвычайное положение в республике объявлять незачем, «потому как сегодня уже не с кем вести тяжелые бои». Корректность высказываний президента, даже в том случае, когда он говорил о сепаратистах, сильно отличалась от его агрессивной реакции на захват заложников в московском театре.
Президент четко отделил ислам от экстремизма: «Исповедующие любую религию могут впадать в крайности. Вспомните, что сделала во имя Христа Инквизиция!».
По словам Путина, международный терроризм объявил России войну и привлечь на свою сторону жителей регионов, в которых исповедуется ислам. На вопрос, почему террористы так легко могут проникнуть в Москву, Путин ответил, что невозможно военными методами контролировать три миллиона людей, каждодневно приезжающих в Москву. Необходимы новые методы, и среди них - «источники информации в этих неприятельских центрах». Путин признал, что: «В России, так же как и других странах, никто систематически этим вопросом не занимался». Кроме того, президент признал, что в настоящее время Россия не располагает «достаточной информацией» из лагеря террористов, а существующая информация «неточна и неясна, потому как Россия ассоциируется с другими странами-участниками антитеррористической коалиции».
Одна девочка из сибирского города Биробиджана пожаловалась, что на городской площади установили искусственную елку. «Это не из-за нехватки деревьев», - сказал Путин и пообещал отдать губернатору распоряжение заменить искусственное дерево настоящим. Президент высказал и свое мнение о возвращении Волгограду название Сталинград. По мнению Путина, из-за подобного решения может сложиться впечатление о возвращении в сталинскую эпоху, но последнее слово в изменении наименования населенного пункта остается за местными властями.