Роберт Легволд - профессор политологии Колумбийского университета.
Итак, что бы могло вдохнуть жизнь в американо-российский альянс? В центре внимания должны находиться вопросы стабильности и взаимной безопасности в Евразии и вокруг нее. Здесь есть три аспекта. Посол Соединенных Штатов в Москве Александр Вершбоу (Alexander Vershbow) говорит о первом аспекте следующее: "Россия сама по себе является важнейшим ключом к стабильности в Евразии, без которого ни Европа, ни Азия, где Америка имеет жизненно важные интересы, не могут быть стабильными и процветающими". До тех пор, пока Россия будет уважать суверенитет бывших советских республик, у Соединенных Штатов есть все основания сотрудничать с Россией в деле стабилизации обстановки в этих странах и предоставления им помощи. С этой точки зрения, как и с других, альянс не означает кондоминиум; американо-российское сотрудничество не должно подразумевать готовность решать вопросы через головы соседей России. Наоборот, предназначение альянса должно состоять в укреплении суверенитета и жизнестойкости этих стран. Один из примеров возможного альянса такого рода: отношения России с Белоруссией, строящиеся на базе значительно изменившейся внешней политики России. Новая повестка Путина привела к резкому охлаждению отношений России с режимом Александра Лукашенко. В результате режим, пренебрегающий принципами, на которых основывается современная европейская безопасность, оказался в возросшей изоляции, перспективы российско-белорусского союза стали менее радужными, а Украина уже меньше боится оказаться в окружении. Интересы России и США в Белоруссии, на Украине и в Молдавии, хоть и не полностью, но совпадают, а это может способствовать укреплению стабильности и проведению реформ, играющих на руку как США, так и России.
Второй аспект. Если заимствовать формулировку Алексея Богатурова, в 21 веке роль "стратегического тыла" Соединенных Штатов играют не Европа и Северо-восточная Азия, а огромный беспокойный регион, простирающийся от восточных границ Турции до западных границ Китая и вдоль южных границ России. Раз Соединенные Штаты собираются устранить угрозы, исходящие из этого региона, то ни одна страна не будет более ценна в качестве союзника, чем Россия. Так получилось, что Соединенные Штаты вошли в Среднюю Азию со своей военной мощью в рамках войны против терроризма. В ходе этого процесса они взяли перед своими новыми партнерами обязательства по обеспечению безопасности, не думая о последствиях данного шага. Средняя Азия является центром нестабильности для всей центральной Азии; эта территория - единственный в мире регион, окруженный четырьмя ядерными державами, две из которых недавно балансировали на грани войны. В регионе существует множество напряженных точек, таких как Кашмир, Ферганская долина, северо-запад Казахстана и китайская провинция Синьцзян, каждая из которых являет собой плодоносную почву для крупного конфликта. Стабильность режимов этого региона постоянно находится под вопросом. А ведь этот регион богат, особенно энергоресурсами, что делает его все более важным и для азиатских, и для европейских потребителей.
Поэтому, не только Россия и США несут прямую, хотя и раздельную ответственность за стабильность региона, но и еще одна страна - Китай. В этом и заключается третий аспект американо-российского союза по укреплению евразийской стабильности. Китай будет играть решающую роль для всей центральной Азии, и не только потому, что он является неотъемлемой частью данного региона. К сожалению, Китай выходит на этот регион своими неразвитыми северо-западными территориями, в том числе и провинцией Синьцзян, где он чувствует себя наиболее уязвимым. Отчасти из-за этого ощущения уязвимости, отчасти из-за общего состояния американо-китайских отношений Китай не приветствовал факт нагнетания американской военной мощи в Средней Азии. Допуская временное размещение вооруженных сил в рамках поддерживаемой страной войны против терроризма, китайское руководство возражает против длительного американского присутствия в Азии, видя в этом угрозу окружения Китая враждебными силами. У России и Соединенных Штатов есть веские основания действовать совместно, не только ради увеличения своего вклада в стабильность региона, но и ради привлечения Китая к конструктивному диалогу о роли трех стран в Средней Азии. Россия уже прикладывает к этому усилия в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Переговоры с Россией о действиях американских вооруженных сил в Средней Азии (и в Грузии) в силу своей прозрачности способствуют развитию взаимного доверия. Однако несложно представить и более целеустремленный трехсторонний диалог между Китаем, Россией и США. Так же, как США и их европейские союзники совместно оценивают угрозы, возникающие у границ Европы, координируют свои действия и стремятся создать совместные механизмы, Россия и Соединенные Штаты должны совместно действовать в Евразии, привлекая к этому процессу Китай, когда это необходимо.
Россия и Соединенные Штаты, совместно предотвращающие основные стратегические угрозы нового века, особенно те, которые исходят из Евразии, будут иметь такое же значение в формирующемся мировом порядке, какое имели важнейшие альянсы с участием США в прошлом. Значение этого альянса еще больше усилится, если Россия успешно интегрируется в мировую экономику и станет демократической страной.