Проклятие мумии, похоже, стало сбываться, когда в апреле 1923 года два месяца спустя после вскрытия гробницы фараона Тутанхамона, лорда Карнавона (Lord Carnarvon) постигла внезапная смерть. Новые исследования противоречат теории, согласно которой каждый, кто потревожит прах древних египетских фараонов, обречен умереть мучительной смертью.
Впервые история о проклятии мумии фараона появилась на первых полосах газет в 20-х годах прошлого столетия, после того, как лорд Карнаврон после укуса москита скончался от заражения крови и пневмонии. К тому времени, благодаря браку, лорд уже был членом клана Ротшильдов и успел профинансировать экспедицию, которой суждено было открыть гробницу Тутанхамона. Ходили слухи, что его любимая собака испустила дух одновременно со своим хозяином.
Преждевременная смерть стала наказанием для многих членов той самой злополучной экспедиции. Среди них Альб Лидгоу (Alb Lythgoe), отправившийся на тот свет в 1934 году по причине инсульта.
Марк Нельсон (Mark Nelson) из мельбурнского Monash University проследил жизненный путь 26 человек, павших жертвами так называемого «проклятия». По его мнению, которым он делится с читателями страницах British Medical Journal, причина смерти этих людей «скорее физического, нежели метафизического характера».
В действительности большинство этих людей дожило, в среднем, до 70 лет. Среди них Говард Картер (Howard Carter), который, собственно, открыл гробницу фараона и, по идее, должен был пасть первой жертвой проклятия Тутанхамона, каким бы оно ни было физическим или же метафизическим. Тем не менее, не следует забывать тот факт, что именно в тот самый день его канарейка окончила свой жизненный путь в животе кобры.
В газетах того времени сообщалось, что на стене гробницы была выгравирована надпись, которая предвещала следующее наказание для святотатцев: «быстрокрылая смерть настигнет того, кто потревожит покой фараона». Важно отметить, что впоследствии следов этой надписи так и не было обнаружено. Скорее всего, она родилась в сознании журналистов под влиянием романистки Мэри Маккей (Mary Mackay), в марте 1923 года предположившей, что все археологи, побывавшие в гробнице, понесут за это «жуткое наказание».
Доктор Нельсон предлагает более простое объяснение. По его мнению, «скорее всего, это досужая выдумка обязана своим происхождением журналистам конкурирующих газет, отлученным от находки века, исключительные права на которую были предоставлены лондонской The Times».
Он изучил биографии «проклятых» людей, всех тех, кто входил в гробницу фараона в тот самый день в феврале 1923 года, тех, кто присутствовал при вскрытии саркофага в феврале 1936 года, тех, кто наблюдал за вскрытием гробов в октябре 1926 года и, наконец, тех, кто исследовал мумию в ноябре 1926 года. Всего он насчитал 26 «обреченных», каждый из которых нес на себе бремя от одного до четырех проклятий.
Он сравнил судьбу «проклятых» с теми людьми, которые побывали в Египте, но не присутствовали ни на одном из выше означенных мероприятий. Сопоставив их биографии, он не обнаружил следов серьезного влияния «проклятия» на продолжительность жизни "проклятых" людей. «Невинные» в среднем прожили по 75 лет, что, со статистической точки зрения, не так уж и важно.
«Все здравомыслящие люди не должны серьезно относиться к подобным выдумкам», - считает он. Тем не менее, он со всеми возможными предосторожностями взял пробы воздуха и соскобы со стен гробницы Тутанхамона, чтобы избежать заражения какой-нибудь древней экзотической инфекцией. Все пробы на поверку оказались «абсолютно стерильными».
Доктор Нельсон не преминул отметить, что в группе «невинных» людей, в состав которой входили преимущественно жены археологов, большая продолжительность жизни была обусловлена физиологическим своеобразием организма женщин.
Стоит перечислить и другие источники так называемого мифа о проклятии мумии. Среди них небольшой рассказ под названием «Затерянные в пирамиде: проклятие мумии» (1869), принадлежащий перу Луизы Мэй-Алкотт (Louisa May), известной своими «Маленькими женщинами». Практически одновременно появился рассказ американского художника Джозефа Смита (Joseph Smith), в котором речь идет о проклятии фараона Эхнатона, тестя Тутанхамона. Это проклятие стало наказанием за то, что Эхнатон предпринял попытку унифицировать пантеон египетских богов, заменив его единым культом Бога Солнца Ра. Жрецы прокляли его душу и тело, и обрекли их на «вечное раздельное существование».
Доктор Нельсон не обнаружил каких бы то ни было свидетельств, которые говорили бы о том, что так называемое проклятие фараона Тутанхамона обладает действенной силой. «Возможно, наконец, о нем забудут, как забыли о самом несчастном фараоне».