23 декабря 2002 года. Реструктуризация государственного предприятия РАО "Единая энергетическая система (ЕЭС) России" столкнулась с трудностями. Главный исполнительный директор ЕЭС Анатолий Чубайс говорит, что намеченное на прошлую неделю принятие закона о реформе было отложено после того, как таинственные покупатели внесли сумятицу, приобретя около 10% акций ЕЭС. Его комментарии прозвучали после решения Государственной Думы отложить голосование по ключевым вопросам реструктуризации предприятия, в котором государству принадлежат 52% акций, посреди слухов, что влиятельные деловые круги хотят затормозить эту реформу.
С учетом того, что в следующем году должны состояться парламентские выборы, а в 2004 году - президентские выборы, реформа теперь может быть отложена на 18 или более месяцев. Это плохо для России. Если не будут успешно реформированы ЕЭС и другие контролируемые государством монополии, в частности, "Газпром", страна не сможет создать конкурентоспособную рыночную экономику. Президент России Владимир Путин заслуживает похвалы за стабилизацию обстановки в бизнесе после хаоса 1990-х годов и за претворение в жизнь некоторых реформ, таких, например, как сокращение налогов. Однако он уклоняется от проведения серьезной реструктуризации экономики.
Г-н Путин, очевидно, не готов оспаривать экономическое могущество олигархов. Была заключена молчаливая сделка, в соответствии с которой олигархи обязались оказывать Кремлю политическую поддержку в обмен на предоставление большей свободы в бизнесе. Одним из примеров этого комфортного компромисса является состоявшийся на прошлой неделе аукцион по продаже принадлежавшего государству пакета акций нефтяной компании "Славнефть". Было всего два основных претендента, причем обе компании принадлежат олигархам. После торгов проигравший объявил, что разделит акции "Славнефти" с победителем.
ЕЭС является куда более серьезным вопросом. Планы реструктуризации предусматривают раздел этой гигантской группы и либерализацию цен на электроэнергию. Официально объявленной целью является повышение эффективности производства, сокращение издержек и привлечение в отрасль частных инвесторов. То, что возглавляемые олигархами компании будут влиять на этот процесс, было неизбежным. Они уже прихватили в собственность ключевые предприятия по производству электроэнергии. Так, например, компания "Иркутскэнерго", владеющая огромной гидроэлектростанцией в Сибири, фактически контролируется корпорацией "Русал" ("Русский Алюминий") во главе с Олегом Дерипаской.
Вполне логично для "Русала" и других компаний по разработке природных ресурсов как крупных потребителей электроэнергии проявлять заинтересованность в приобретении акций таких предприятий, пусть даже только лишь для того, чтобы гарантировать беспрерывность электроснабжения. Но они должны делать это на справедливой основе - и так, чтобы все дело не кончилось заменой государственной монополии на частную олигополию.
Во-первых, г-н Чубайс должен позаботиться о том, чтобы при разделе ЕЭС, акции вновь образуемых компаний были распределены в соответствии с долями существующих акционеров. Не должно быть полюбовных сделок с олигархами. Во-вторых, должно быть сделано все возможное для того, чтобы поощрить хотя бы некоторую часть иностранных стратегических инвесторов, чтобы диверсифицировать собственников. В-третьих, все потенциальные покупатели должны иметь равный доступ к информации.
Учитывая финансовое могущество олигархов, полностью прозрачная приватизация ЕЭС будет затруднительной. Но г-н Путин должен сделать все возможное. Иначе свободному рынку в России угрожает удушение.