Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва поступает не по-дружески

США проявляют все большую озабоченность в связи с российско-иранским сотрудничеством

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Америки Джордж Буш привык называть вещи своими именами: друг - значит друг, враг - значит враг. Он также привык выделять хороших друзей, как и главных врагов. Россию Буш относит к первой категории, с удовольствием хвалит «дух сотрудничества и доверия». Иран, напротив, - ко второй группе, там - «непрозрачное правительство», его «возглавляют радикальные клерикалы». Трудно становится, когда хорошие друзья начинаются шушукаться с врагами. Это происходит сейчас в Тегеране, где с визитом находится российский министр энергетики Александр Румянцев

Президент Америки Джордж Буш (George Bush) привык называть вещи своими именами: друг - значит друг, враг - значит враг. Он также привык выделять хороших друзей, как и главных врагов. Россию Буш относит к первой категории, с удовольствием хвалит «дух сотрудничества и доверия». Иран, напротив, - ко второй группе, там - «непрозрачное правительство», его «возглавляют радикальные клерикалы». Эта страна делит вместе с Ираком и Северной Кореей место на бушевской «оси зла».

Трудно становится, когда хорошие друзья начинаются шушукаться с главными врагами. Именно это происходит сейчас в Тегеране, где с визитом находится российский министр энергетики Александр Румянцев. Россиянин намерен дать там новый импульс сотрудничеству в ядерной области, как раз тому сотрудничеству, на которое Буш часто жалуется Владимиру Путину, поскольку опасается, что иранский режим работает над созданием атомной бомбы.

Россия и Иран в унисон отвергают это обвинение. «У нас нет секретных ядерных программ, - настаивал недавно глава иранского правительства. - Все наши ядерные проекты не имеют военного характера». Ключевое звено этих проектов министр атомной энергетики инспектирует в Бушере, невдалеке от Персидского залива. Там Иран строит с российской помощью атомную электростанцию. Реактор мощностью в тысячи мегаватт должен быть передан в эксплуатацию в 2004 году. Москве это принесет якобы 800 миллионов долларов США. Российская атомная энергетика надеется даже на большее: в июле россияне и иранцы согласовали план, рассчитанный на десять лет. Он предусматривает строительство еще пяти реакторов стоимостью 8,5 миллиардов долларов США. Тогда встревоженный министр энергетики США Спенсер Абрахам (Spencer Abraham) сразу же поспешил в Москву, чтобы отговорить россиян от их планов. «Мы давно проявляем озабоченность тем, что единственный интерес Ирана к мирному использованию атомной энергии заключается в том, чтобы дать дальнейший ход своей военной ядерной программе», - предупредил он.

Теперь США усиливают давление по линии общественности. Последние недели источники из спецслужб пустили в ход информацию, будто Иран с российской помощью строит два ядерных объекта, которые должны стать частью военной программы. Со снимками этих объектов, сделанными со спутника, каждый может познакомиться по адресу www.isis-online.org. На одном из снимков - объект в 240 километрах южнее Тегерана. Эксперты вашингтонского Института по делам науки и международной безопасности (Isis) считают, что на снимке виден «находящийся на стадии строительства объект по производству тяжелой воды», наличие которой является условием для строительства плутониевых бомб. Второй строящийся объект, в 160 километрах южнее Тегерана, должен служить для производства высоко обогащенного урана.

США хотят заставить россиян отказаться от экспорта, связанного с атомной энергетикой, но сердить своих союзников по антитеррористической борьбе не хотят. «Мы в неудобном положении, когда союзники, в которых мы очень нуждаемся, понимают опасность распространения ядерного оружия иначе, чем мы», - жаловался представитель администрации США корреспонденту "New York Times" Таких опасностей не существует, аргументируют россияне. Отработанные топливные элементы не могут попасть не в те руки, говорят они, так как Россия забирает их назад. Между тем, уже не раз давалась ложная информация, будто договоренность в этом вопросе уже достигнута. На этот раз министр атомной энергетики Румянцев хочет вернуться домой, имея ее.