Сейчас, когда мир готовится праздновать рождество, самое время произвести оценку роли религии вне контекста этого праздника. Ведь, вопреки распространенному мнению, христианство расширяет свое влияние.
По очевидным причинам, в последнее время много говорят о более активном распространении ислама, особенно в бедных и многонаселенных регионах мира. Эта информация выделяется на фоне сообщений о том, что христианство пребывает в серьезном упадке. Европа, долгое время бывшая центром христианского мира, переживает снижение уровня рождаемости, старение прихожан и рост атеистических настроений. Скандалы в Северной Америке, например, связанные с сексуальными похождениями служителей католической церкви, позволяют предположить, что наступил кризис веры.
Однако все это не относится к миру, лежащему за пределами Запада. Как объясняет профессор Филип Дженкинс (Philip Jenkins) из университета штата Пенсильвания в своей новой книге "Будущий христианский мир" ("The Next Christendom"), наибольшее количество христиан проживает в Африке и Латинской Америке, и оно продолжает расти с удивительной скоростью. В результате этого, "будучи многообразным и жизнестойким, всемирно распространенным, связанным с самыми быстрорастущими сообществами, ┘ именно христианство оставит самый глубокий след в истории 21 века", - пишет г-н Дженкинс в журнале "Тhe Atlantic Monthly".
В 1900 году в Африке насчитывалось 10 миллионов христиан, или около 9 процентов ее населения. Сегодня на континенте проживают 360 миллионов христиан, что составляет 46 процентов от всего населения, равного 784 миллионам человек. В Латинской Америке живут 480 миллионов христиан, и еще 313 миллионов проживают в Азии. К 2025 году христианство будет самой крупной мировой религией, насчитывающей 2,6 миллиона последователей, из которых половина будет жить в Латинской Америке и в Африке, и 17 процентов - в Азии.
Как отмечает профессор Дженкинс, этот рост повлияет на регионы, политику и на само христианство. В то время как либеральный и светский Запад давно уже хочет провести значительные реформы своей церкви, быстрорастущее христианское население южного полушария стекается в более радикальные секты, такие, как "пятидесятники", или требует возвращения более консервативных форм католицизма. Какие последствия будет иметь эта тенденция для руководящих инстанций, например, для Ватикана, пока неясно.
Учитывая влияние христианства в странах, движущихся к демократии, религия сама по себе может сыграть ключевую роль в окончательном формировании этих наций. Нынешнее положение дел вызывает оптимизм, принимая во внимание, что африканские и азиатские церковные лидеры используют свою популярность для привнесения христианских принципов справедливости и морали в политическую сферу. Для примера можно сослаться на роль, которую сыграла южноафриканская церковь в окончании апартеида. На каком-то этапе, конечно, в этих странах возникнет вопрос о разделении церкви и государства, или о терпимом отношении к религиозным меньшинствам. Следует принимать во внимание активное распространение ислама в некоторых регионах, что повышает вероятность возникновения конфликтов, наподобие происходящих в Судане, Нигерии или Индонезии.
Как это может повлиять на традиционные центры христианства в Европе и Северной Америке? Центр христианства определенно смещается в Африку, Латинскую Америку и Азию, несмотря на то, что верующие из этих регионов приносят религию обратно в Европу и Северную Америку. Снижение уровня рождаемости в Европе вызовет увеличение количества иммигрантов, большую часть которых составят активные христиане из беднейших уголков мира, таких как Африка. Это уже происходит; профессор Дженкинс приводит в пример лондонский Международный христианский центр, основанный в 1992 году нигерийским пастором, который сейчас является самой крупной церковью, открытой в Великобритании с 1861 года.
В Америке, где уровень рождаемости и иммиграции растет, в ближайшие годы будет наблюдаться рост христианства. При всем сегодняшнем разнообразии религий, количество евреев, мусульман, буддистов и индусов в Соединенных Штатах очень мало, и составляет только от 4 до 5 процентов населения. В ближайшем будущем эта пропорция вряд ли изменится. Возможно, в Америке и не будет наблюдаться взрывной рост христианства, как в Африке, однако жизнестойкость христианства и произошедшие с ним значительные перемены окажут свое влияние и на США.