Ирак объявил о том, что он разрывает контракт с "Лукойлом", одной из крупнейших нефтяных компаний России. Этот недружественный акт может быть объяснен деятельностью "Лукойла" в Соединенных Штатах: на протяжении некоторого времени компания работала над тем, чтобы сохранить свои позиции в Ираке после того, как режим Саддама Хусейна (Saddam Hussein) будет свергнут.
Нефтяные интересы России в Ираке и долг Ирака России в размере 7 миллиардов долларов являются двумя крупнейшими факторами, лежащими в основе нежелания России поддерживать действия США, направленные против Саддама Хусейна. Но, очевидно, президент Владимир Путин понял, что его страна ничего не выиграет от противостояния с Соединенными Штатами - особенно после того, как другой член Совета Безопасности ООН, Франция, также имеющая обширные нефтяные интересы в Ираке, предпочла поддержать принятие резолюции ООН. В любом случае Путин и российский истеблишмент не проявили особой озабоченности грядущими операциями США в Ираке.
Россия проделала долгий путь после событий 11 сентября 2001 года. Именно тогда Путин однозначно ориентировал внешнюю политику своей страны на Запад. Его выбор вызвал сильное недовольство в среде военных и внешнеполитических ястребов, однако Путин стоял на своем.
Тогда, осенью 2001 года, некоторые высокопоставленные чиновники могли отрицать возможность размещения американских вооруженных сил в Средней Азии. Путин дал понять, что не возражает против этого. Затем он закрыл старые советские военные базы во Вьетнаме и на Кубе. Последовало бурное возмущение общественности, однако оно оказалось безрезультатным. Точно также выход США из Договора по противоракетной обороне вызвал гневную реакцию российских консерваторов. Однако недовольные не получили особой поддержки Кремля, и недовольство постепенно улеглось. В каждом случае Путин давал понять, что хотя ему могут и не нравиться американские инициативы, он не собирается поднимать шум вокруг них, или пытаться им противостоять.
Твердая, но ни в коем случае не конфронтационная позиция Путина и его высокие рейтинги успешно противостоят критике его прозападной политики. Электорату коммунистов, возможно, и нравится до сих пор антизападная риторика, и политики-коммунисты всегда готовы к ней прибегать, однако они оказывают все меньшее и меньшее влияние на российскую политику.
К моменту последнего этапа расширения НАТО антизападные настроения в России практически испарилась. Перспектива появления НАТО у границ России в 1995 году стоила президенту Борису Ельцину многих месяцев ожесточенной борьбы с политическими оппонентами, а не далее чем год назад вызвала возмущение российских консервативных сил. Однако в прошлом месяце, когда расширение, наконец, произошло, оно было воспринято с безразличием. Сделанное президентом Бушем (Bush) в середине декабря заявление о том, что Пентагон вскоре разместит элементы ограниченной системы противоракетной обороны, практически не было замечено.
Подход Путина, судя по всему, основывается на понимании того, что без интеграции с Западом Россия никогда не выберется из своей отчаянной экономической ситуации. В прошлом месяце, за день до саммита НАТО в Праге, лояльный Путину министр иностранных дел Игорь Иванов изложил в газетной статье прозападную и проамериканскую внешнюю политику Путина. "Удар по американской экономике является также ударом по экономике всех других стран, - написал Иванов. Он добавил, что Россия и многие ведущие страны "имеют общие ценности и обладают огромным потенциалом для взаимопонимания".
Российский народ может и не разделять стремление своего лидера к интеграции с Западом, однако по мере того, как тают притязания России на мировое господство, он проявляет все меньше и меньше интереса к отдаленным конфликтам. Будь то арабо-израильское противостояние, или предстоящие акции Соединенных Штатов против Ирака, большинство населения избегает занимать чью-либо сторону и выступает за то, чтобы Россия держалась подальше от любых войн, не затрагивающих ее лично. Во время состоявшейся 19 декабря прямой линии президента Путина не спрашивали про Ирак. (Вообще, про внешнюю политику не было задано ни одного вопроса. Конечно, теперь уже невозможно узнать, было ли это результатом тщательного отбора вопросов Кремлем, или же действительным отсутствием интереса.) Правительства некоторых арабских стран могут отказаться поддерживать США, опасаясь проявлений недовольства населения. Путин обладает большей свободой. Из-за того, что население России обычно пассивно и индифферентно, он может продолжать свою прозападную внешнюю политику без особой оглядки на общественное мнение. Чтобы быть точными, необходимо отметить, что одна небольшая, но влиятельная часть российского общества глубоко озабочена нападением Америки на Ирак. Она состоит из российских нефтяных компаний, таких, как "Лукойл". Для них падение режима Саддама Хусейна может означать большие финансовые потери. Однако на данный момент они, кажется, сделали свой выбор: пытаясь обеспечить свое присутствие в Ираке, они обратили взор на Америку. Недавний разрыв Ираком контракта с "Лукойлом" облегчает их выбор.
Как бы то ни было, у прозападного курса Путина есть одна проблема: этот курс имеет мало общего с ценностями, которые Иванов в своей статье назвал общими для ведущих мировых держав. Под управлением Путина, принимая во внимание длящуюся уже три года чеченскую войну и своекорыстную, подавляющую различные общественные институты бюрократию, хрупкая российская демократия и либеральные свободы находятся под серьезной угрозой, даже если внешняя политика и идет в прозападном направлении.