Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
США осуждают злоупотребления, однако защищают жесткие методы допроса подозреваемых в терроризме

На секретных заморских объектах США при допросах подозреваемых в терроризме по-прежнему используется тактика стресса и принуждения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В многогранной глобальной войне с терроризмом, которую ведет администрация Буша-младшего, одним из самых непроницаемых, но очень важных фронтов является содержание под стражей и допрос подозреваемых в терроризме. Официальные представители США ничего или почти ничего не сообщают общественности о том, сколько людей задержано по подозрению в терроризме, что это за люди, где они содержатся и какие методы допроса к ним применяются.

В Афганистане, на оккупированной американцами авиабазе Баграм, в глубине запретной зоны размещается изолятор временного содержания для захваченных в плен боевиков "Аль-Каиды" и командиров милиционных формирований движения "Талибан", которых держат в металлических транспортных контейнерах, обнесенных тремя рядами проволочной спирали.

Поблизости расположен и центр для допросов. Тех, кто отказывается сотрудничать с представителями Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США, иногда часами заставляют стоять на ногах или на коленях, надев им на голову черные колпаки или защитные очки с закрашенными стеклами. Иногда их принуждают оставаться в позах, которые вызывают болезненные ощущения, и лишают сна, круглосуточно подвергая воздействию мерцающего сильного света - то есть применяют в отношении пленных тактику стресса и принуждения.

Тех, кто идет на сотрудничество, вознаграждают притворным дружелюбием, уважением, чувствительностью к культурным особенностям и, в некоторых случаях, деньгами. Некоторых из тех, кто отказывается давать нужные показания, передают иностранным разведывательным службам, в которых, как широко известно, при допросе применяются пытки.

В многогранной глобальной войне с терроризмом, которую ведет администрация Буша-младшего (George W. Bush), одним из самых непроницаемых, но очень важных фронтов является содержание под стражей и допрос подозреваемых в терроризме. Официальные представители США ничего или почти ничего не сообщают общественности о том, сколько людей задержано по подозрению в терроризме, что это за люди, где они содержатся и какие методы допроса к ним применяются.

Однако в ходе интервью с несколькими бывшими офицерами разведки и действующими чиновниками, ответственными за национальную безопасность, вырисовывается картина крайне жестких методов допросов, нередко проводимых совместно с союзниками, имеющими сомнительную репутацию по части соблюдения прав человека, в ходе которых традиционные различия между правильным и неправильным, законным и бесчеловечным становятся размытыми.

Правительство США публично открещивается от применения пыток, однако все из проинтервьюированных чиновников, ответственных за национальную безопасность, защищали применение насилия к пленникам как оправданное и необходимое. Они выражали уверенность в том, что американская общественность поддерживает их точку зрения. ЦРУ, которое несет главную ответственность за допросы, от комментариев воздержалось. "Если ты время от времени не нарушаешь прав человека, то, вероятно, ты не справляешься с порученным делом", - сказал один из чиновников, в прошлом отвечавший за захват и перевозку в места временного содержания подозреваемых в терроризме.

В изоляторе временного содержания на авиабазе Баграм и в другой секретной тюрьме, которая расположена на о. Диего-Гарсия, в Индийском океане, ЦРУ США содержит и допрашивает подозреваемых в терроризме, не особенно заботясь о соблюдении процессуальных норм. Сотрудники ЦРУ осуществляют контроль за допросами всех подозреваемых, в особенности наиболее важных пленников. В некоторых случаях высококвалифицированные офицеры ЦРУ допрашивают подозреваемых через переводчиков. В других американские разведчики проводят операцию "под чужим флагом", в ходе которой стараются создать у задержанного впечатление, что он находится в стране, печально известной своей жестокостью, и допрашивается сотрудниками спецслужбы этой страны.

Иногда проведение допросов мусульман поручается офицерам-женщинам, что является сильным психологическим шоком для мужчин, воспитанных в консервативной мусульманской культуре, где женщинам никогда не позволяется командовать. В других случаях, обычно, когда дело касается малозначимых пленников, их передают иностранным спецслужбам - в частности, Иордании, Египта и Марокко - вместе с перечнем вопросов, ответы на которые нужны ЦРУ США. Все это делается без всяких юридических процедур.

По сообщениям официальных лиц США, с 11 сентября 2001 года во всем мире было задержано почти 3000 подозреваемых боевиков "Аль-Каиды" и их сторонников. Около 625 из них содержатся на американской военной базе Гуантанамо, на о. Куба. По некоторым оценкам, иностранным спецслужбам передано менее 100 человек. В странах, которые печально известны своим жестоким отношением к арестованным, с американской помощью были задержаны тысячи подозреваемых в терроризме.

На совместных слушаниях сената и палаты представителей конгресса США 26 сентября нынешнего года тогдашний глава контртеррористического центра ЦРУ США Кофер Блэк (Cofer Black) откровенно признал, что после нападений на Америку 11 сентября сотрудники, проводящие допросы подозреваемых в терроризме, "работают без перчаток" (то есть не стесняются в методах допросов - прим. пер.).

По заявлению одного официального лица, который имел прямое отношение к передаче пленников в руки иностранных спецслужб, американцы действуют, исходя из понимания, что "мы не выбиваем говно из пленников; мы их передаем в другие страны, чтобы другие выбивали из них говно". Известно, что для этого в некоторых странах применяются психотропные препараты, например, пентатол натрия (sodium pentathol).

При задержании в марте с.г. в Пакистане Абу Зубайды (Abu Zubaida), который считается самым важным из находящихся под стражей членов "Аль-Каиды", он получил пулю в паховую область. Офицеры ЦРУ США предложили в начальный период избирательно давать Абу Зубайде обезболивающие препараты, чтобы заставить его отвечать на вопросы следователей. Говорят, что он после этого стал активно сотрудничать, и его показания привели к задержанию других членов "Аль-Каиды".

Подозреваемым в терроризме, которые оказались в руках ЦРУ США, отказывают в статусе военнопленных, ввиду чего никакие международные конвенции по обращению с военнопленными на них не распространяются. На условиях анонимности другие официальные лица администрации США признали, что следователи лишают некоторых пленников сна, что может считаться противоречащим международному праву. Верховный комиссар Организации Объединенных Наций (ООН) по правам человека считает, что в ходе продолжительных допросов пленник, между прочим, может быть лишен сна. Однако специальное лишение пленника сна, для того чтобы сломить его волю, "может в определенных обстоятельствах считаться пыткой".

Директор ЦРУ США Джордж Тенет (George J. Tenet), выступая 11 декабря с.г., признал, что в последнее время удалось получить существенную отдачу от проведения допросов пленников в других странах. По его оценке, усилия по захвату или уничтожению подозреваемых в терроризме во всем мире привели к ликвидации примерно трети всех руководителей "Аль-Каиды". Этот успех в значительной мере обусловлен информацией, полученной во время допросов. "Мы сегодня знаем о них (террористах - прим. пер.) гораздо больше, чем год назад", - сказал отставной генерал амии США Уэйн Даунинг (Wayne Downing), который до июня с.г. был помощником советника по борьбе с терроризмом в администрации Буша-младшего.

В отличие от тюрьмы на базе Гуантанамо, которую иногда посещают американские военные юристы, корреспонденты и представители Красного Креста, заморские центры для допросов ЦРУ США закрыты для посещения посторонними, даже сотрудниками других правительственных ведомств США. В дополнение к Баграму и Диего-Гарсия, в распоряжении ЦРУ есть и другие секретные центры за рубежом. Нередко они используют также объекты, принадлежащие иностранным секретным службам. Там сотрудники ЦРУ могут использовать любые психологические и физические меры воздействия на допрашиваемых. Недавно на базе Баграм умерли двое пленников. Американские военные объявили, что проведено расследование обстоятельств их смерти. По заявлению представителя командования базы, вскрытие показало, что один умер от эмболии легких, а другой - от сердечной недостаточности.

Подозреваемых в принадлежности к "Аль-Каиде" редко удается захватить без применения силы, и кое-кто из них при задержании получает ранения. Сразу же после задержания пленники попадают в руки американских конвойных групп - куда входят военнослужащие войск специального назначения, агенты Федерального бюро расследований (ФБР), оперативные офицеры ЦРУ и представители спецслужб союзников - которые стараются по пути к месту содержания под стражей дезориентировать и запугать задержанных. Нередко пленников "размягчают" солдаты военной полиции США или войск специального назначения армии США, которые их избивают и помещают в стесненные условия. Практикуется надевание пленникам повязки на глаза, принуждение их к вызывающим боль позам, воздействие на них сильным шумом и лишение их сна. Болеутоляющие средства раненым - тоже очень важный фактор в стремлении следователей подавить их волю к сопротивлению.

Официальные представители администрации США утверждают, что им ничего конкретно не известно о пытках пленников, которых ЦРУ передает для допросов представителям иностранных спецслужб. Однако в действительности это не так. Некоторые сотрудники ЦРУ признали, что иногда наблюдают за допросами через прозрачные с одной стороны зеркала. В любом случае офицеры ЦРУ используют результаты допросов, какими бы методами эти показания ни были получены. Однако они не признают, что участвуют в допросах, проводимых в других странах. "Если нас нет в помещении, где проводится допрос, то кому какое дело?", - сказал один из тех, у кого было взято интервью в связи с недавними передачами подозреваемых в терроризме пленников в другие страны.