Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ирак проявляет необычный интерес к ядерной лаборатории на Украине

"Иракцы изо всех сил пытаются приобрести как можно больше военной техники у всякого, кто согласен им ее продать, - сказал один западный дипломат. - А Украина - одна из тех стран, кто готов продавать"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Семьдесят пять килограммов урана оружейного качества, о котором почти позабыли, хранится в Восточной Украине, в разоренной лаборатории ядерных исследований Харьковского физико-технологического института. Этого количества ядерного материала достаточно для изготовления трех ядерных бомб.

Киев, Украина, 26 декабря 2002 года. Семьдесят пять килограммов урана оружейного качества, о котором почти позабыли, хранится в Восточной Украине, в разоренной лаборатории ядерных исследований Харьковского физико-технологического института (ХФТИ). Этого количества ядерного материала достаточно для изготовления трех ядерных бомб.

Неподалеку от ХФТИ возвышается административное здание в советском стиле, на котором поднят флаг Ирака. По свидетельству официальных представителей Организации Североатлантического договора (НАТО), это здание, где размещается офис Юрия Оршанского, украинского бизнесмена, который 2 года назад был назначен почетным консулом Ирака в Харькове, явно подтверждает пословицу, что дыма без огня не бывает.

Совсем не случайно Ирак основал свое дипломатическое представительство в городе, который когда-то был центром исследований и разработок ядерного оружия в бывшем Советском Союзе. За последние 4 года в Харькове побывали четыре иракские торговые делегации. Одну из них официально приглашали в ХФТИ. Согласно недавнему докладу английской разведки, если бы Ирак сумел приобрести хотя бы треть хранящегося в ХФТИ урана, он мог бы создать ядерный боеприпас в срок не более 12 месяцев.

Очевидный интерес Ирака к Харькову заставляет вспомнить о кошмарном сценарии, который волнует Запад с момента распада Советского Союза. Как только Украина стала независимой, она немедленно стала третьей в мире, после России и Соединенных Штатов, ядерной державой. Однако она утратила значительную часть финансовых возможностей как для того, чтобы обеспечивать безопасность своих ядерных объектов, так и для того, чтобы платить достойные зарплаты своим ученым-ядерщикам.

В свое время в одном только Харькове работали 50000 ученых - специалистов по вооружениям, а сегодня многим из них платят 6-7 долл. США в день. Их лаборатории уже не оснащены по мировому классу, а иногда они даже не отапливаются. Кроме того, в Харькове находится "Хартрон", один из самых крупных в мире ракетостроительных заводов. Хотя Украина впоследствии согласилась отказаться от своего ядерного арсенала в обмен на западную финансовую помощь, в стране сохраняется потенциально опасное сочетание слабо охраняемых ядерных материалов и недостаточно занятых ученых-ядерщиков, которые за большие деньги могут согласиться продаться государству-изгою.

Г-н Оршанский поступил именно так. Он хвастается, что с 1993 года побывал в Багдаде более 40 раз, и намекает, что готов, если его попросят, стать посредником в деле приобретения ядерного материала для Ирака. Один западный дипломат на Украине утверждает, что есть достаточно свидетельств тому, что г-на Оршанский продает Ираку оружие. ХФТИ заявляет, что никогда не продавал и не собирается продавать ядерный материал Ираку или кому-то еще. Он утверждает, что этот материал нужен институту, что безопасность его хранения повышена и что теперь он столь же безопасен, как и на самых важных ядерных объектах в Западной Европе или в Северной Америке. Американцы предложили правительству Украины выкупить этот уран, но получили отказ.

Недавние разоблачения сделали Соединенные Штаты еще более подозрительными к намерениям правительства Украины. Стало известно, что 2 года назад президент Украины Леонид Кучма одобрил - вопреки санкциям Организации Объединенных Наций (ООН) - продажу Ираку усовершенствованных радиолокационных систем обнаружения и сопровождения воздушных целей "Кольчуга". Эта система пассивного радиолокационного слежения не излучает импульсов, которые предупреждают летчиков о том, что за ними следят.

Хотя фамилия г-на Оршанского встречается в документах, которые в конце 1990-х годов обнаружили в Багдаде инспекторы ООН по вооружениям, правительство Украины дало ему аккредитацию как консулу. Эта аккредитация была отозвана лишь в этом году, после скандала с "Кольчугой". "Иракцы изо всех сил пытаются приобрести как можно больше военной техники у всякого, кто согласен им ее продать, - сказал один западный дипломат. - А Украина - одна из тех стран, кто готов продавать".