Конгрессмен Кристофер Смит, республиканец от штата Нью-Джерси, является сопредседателем Комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе. Сенатор Гордон Смит, республиканец от штата Орегон, тоже является членом этой комиссии
В момент, когда значительная часть нашего мира ощущает прилив радости и доброжелательности, нередко связываемым с празднованием Рождества, власти Российской Федерации усилили свою кампанию против одного из менее многочисленных религиозных сообществ России, оставив ни с чем некоторых римско-католических священников.
В последние 2 года российское правительство запретило семи римско-католическим священникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, въезд или пребывание в России и попечение о нуждах католиков в этой преимущественно православной стране. Пять из этих случаев имели место только в текущем году. Обоснования отказов в выдаче визы или закрытия визы варьируются от молчания до ссылок на неясные угрозы безопасности. Ясно лишь то, что не выполняется обязанность российского правительства как одного из первоначальных подписантов Хельсинкских соглашений 1975 года уважать право католического сообщества создавать организации в соответствии с его собственной иерархической и институционной структурой и выбирать, назначать и заменять своих священнослужителей.
Хотя подавляющее большинство россиян традиционно являются православными по вере или культуре, Римско-католическая церковь существует в России более 200 лет. Оценки численности российских католиков варьируются от десятков тысяч до более чем миллиона, а на огромной территории Российской Федерации действует более 200 приходов.
Советские репрессии создали острую нехватку родившихся в стране и возведенных в сан католических священников, и поэтому, с учетом того, что в настоящее время на всю страну имеется всего одна семинария, церковь вынуждена находить подготовленных священнослужителей для обслуживания разбросанного по стране католического населения за пределами России. В результате 85 из почти 235 католических священников, работающих сегодня в России, не являются уроженцами России.
Исторически отношения Римско-католической церкви как со светскими властями, так и с Московской патриархией Русской православной церкви являются трудными. Эхом всех обид, длящихся веками, стали выдвинутые руководством Русской православной церкви обвинения против Ватикана в посягательстве на свою "каноническую территорию", выражающемся в попытках обратить в католическую веру традиционно православных верующих. Московская патриархия была особенно возмущена в начале нынешнего года, когда Ватикан упорядочил статус апостольских администраций, создав в стране четыре епархии.
Несомненно, с момента распада Советского Союза имеют место драматичные улучшения в области религиозных свобод. Римско-католическая церковь в России функционирует в форме апостольских администраций, структуры, которую создал Ватикан в районах, где в силу политических обстоятельств имеются трудности для нормальной деятельности церкви. Придание этим апостольским администрациям статуса епархий было подтверждением со стороны Ватикана, что Россия стала страной, где католические священнослужители и прихожане могут открыто и должным образом отправлять свои религиозные потребности.
Межконфессионные дебаты не являются чем-то новым, но последовавший за ними поток отказов в визах и других мер заставляет предполагать, что российское правительство не придерживается нейтралитета. Фактически, правительство, как представляется, приложило свою руку к этому делу, когда один высокопоставленный чиновник министерства иностранных дел заявил православным священнослужителям, что образование четырех католических епархий является "неприемлемым". Давление со стороны правительства усилилось в начале декабря, когда одна московская газета опубликовала правительственный доклад по "религиозному экстремизму", в котором Римско-католическая церковь и другие "иностранные конфессии" названы потенциальной угрозой для национальной безопасности России. (Соавтор этого доклада, министр по делам национальностей России, впоследствии утверждал, что данный доклад был не более чем анализом того, "как конфессии развиваются и расширяются в России")
Мы признаем право всех суверенных государств регулировать въезд в свою страну иностранцев и не давать виз тем, кто представляет действенную угрозу или не может быть допущен по иным причинам, однако в данном случае решение по данным запросам о выдаче визы отдает вендеттой, направленной главным образом против католических священнослужителей.
Российский президент Владимир Путин говорит правильные вещи о защите религиозных свобод. А тем временем его администрация продолжает свою кампанию нападок на католических священнослужителей, что, в конечном итоге, идет во вред католическому сообществу России.
Как члены Хельсинкской комиссии США мы призываем президента Путина принять меры к тому, чтобы действия его правительства соответствовали его заявлениям и чтобы священнослужителям, которые не желают ничего другого, как только обслуживать нужды католического меньшинства России, было дозволено продолжать их жизненно важную работу.
В момент, когда православные, католики и другие христианские религии готовятся отметить Рождество, мы надеемся и ожидаем, что благожелательность и в самом деле восторжествует и что этот вопрос будет решен, а священнослужителям, в конечном счете, разрешат въезд в страну.