Приближаются зимние празднества, и россияне предвкушают самую длинную попойку в году. Она начинается с западного Рождества, которое россияне стали отмечать после распада Советского Союза. Затем следуют Новый Год, 31 декабря, русское православное Рождество, 7 января, и старый Новый Год, отмечаемый 13 января.
В эти дни большинство россиян увидят кинофильм "Ирония судьбы, или с легким паром". В нем рассказывается о злоключениях человека, напившегося в бане накануне Нового Года, которого его столь же нетрезвые приятели засунули в самолет. Он оказывается не в том городе и влюбляется в женщину, которая обнаруживает его совершенно пьяным в своей квартире. Показ этого фильма стал традицией, которую так же любят в России, как и кинофильм "It's a Wonderful Life" в Америке.
Самое поразительное во всем этом то, как алкоголизм превозносится во всей российской культуре. Даже интеллектуалы - которые регулярно бьют тревогу по поводу таких проблем, как ВИЧ-инфекция (ВИЧ - вирусный иммунодефицит человека - прим. пер.), наркомания или снижение численности населения России - ведут себя так, как если бы алкоголизм был смешным, и прилагают усилия к тому, чтобы зло казалось привлекательным.
Вот самый последний пример. Юрий Симонов-Вяземский, автор популярной детской телевизионной программы "Умники и умницы", заявил в интервью "Литературной Газете": "Традиция употребления алкогольных напитков доказывает русский национальный характер. По моему мнению, человек, который совсем не пьет, либо лечится, либо не является русским по духу, потому что жить в России и не пить непатриотично, антинационально и неестественно".
В советской популярной культуре выработался образ алкоголика как человека, который не может открыто протестовать против государства. Тем самым в его душе возникает внутренняя трагедия, заставляющая его уничтожать себя посредством алкоголя. Считалось, что употребление алкоголя является формой саморазрушительного протеста, или, по крайней мере, эскапизма (escapism - бегство от жизни, англ.).
Сергей Довлатов и многие другие талантливые писатели сильно пили и прославляли пьяниц в своих произведениях. Одним из самых заметных произведений современной русской литературы является "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева. Она написана от лица героя, страдающего белой горячкой. Одна моя подруга, профессор, сказала, что эта новелла ей представляется "блестящей, но ситуация так ужасна". Но многие мужчины, с которыми я знакома, с воодушевлением говорят об этой книге просто потому, что в ней приводятся рецепты изготовления самогонки.
Журналистам должно быть виднее, потому что им приходится писать о калеках, получивших увечья в результате езды на автомобиле в пьяном виде, или о детских приютах, в которых полным полно детей, брошенных своими родителями-алкоголиками. Они фотографируют бездомных пьянчужек, которые замерзают на улице зимой. Однако же многие репортеры и редакторы находят алкоголизм смешным.
В конце рабочей недели редакторы часто приносят в редакцию портфели с водкой, и даже в пресс-центрах сотрудники попивают водку, "в которой много полезных витаминов", как они утверждают. Однажды во время попойки журналистов во Владивостоке в 1996 году одна моя коллега выбросилась в окно и разбилась, в то время как в комнате находился ее муж. Он тоже был журналистом. Позднее он переехал в Москву, но как-то в прошлом году пришел вечером домой пьяным и повесился. Однажды на лестнице нашего дома я нашла своего соседа - ведущего телевизионной программы о дорожно-транспортных происшествиях - который был настолько пьян, что едва мог стоять на ногах. Он весь описался.
Пьянство - это форма дешевого развлечения для русских людей. В деревнях, где нет кинотеатров или клубов, люди напиваются просто для того, чтобы было веселей жить. После они шутят о своих приключениях в состоянии подпития. Один мой знакомый охотник смеялся, вспоминая своего напившегося приятеля, который вместо носков надел на ноги мягкие чехлы от ружей и, пошатываясь, побрел по снегу. Студенты со смехом рассказывали о том, как во время поездки в деревню они по пьянке охотились на гусят одного фермера.
Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко в этом месяце сообщил, что в стране насчитывается около 2,2 млн. алкоголиков и более 400000 сильно пьющих. Эти цифры отражают только зарегистрированных пациентов клиник и больниц - но даже они соответствуют 1,5% населения. Как пишет газета "Коммерсант-Daily", ссылаясь на данные Министерства здравоохранения, около 8 млн. мужчин, 2 млн. женщин и 500000 подростков в возрасте до 14 лет страдают алкоголизмом.
Министерство сообщило также, что за последние 2 года количество алкоголиков выросло на 30%. Тех, кто страдает от алкогольного слабоумия, стало на 50% больше. Г-н Онищенко сказал, что в последние 3 года число подростков, страдающих алкоголизмом, выросло на 15%, а потребление алкогольных напитков подростками увеличилось в 3 раза. Он назвал алкоголизм "экстремальной опасностью". "Неумеренное потребление алкогольной продукции, зачастую очень плохого качества, приводит к смерти несколько сотен тысяч россиян каждый год", - сказал он.
Вы, вероятно, думаете, что средства массовой информации (СМИ) пытаются бороться с этой национальной эпидемией. Но видные фигуры российского телевидения, кажется, не замечают, насколько разрушительным для России является полное сочувствия изображение алкоголиков. В постсоветскую эру вещательные СМИ ни разу не финансировали образовательные кампании, рассказывающие о трагических сторонах алкоголизма. Показывали рекламные ролики против курения, но ролики, в которых говорилось бы о вреде употребления алкоголя, не демонстрировались по телевидению никогда. Эта проблема усугубляется пристрастием россиян к крепким спиртным напиткам.
По сведениям Национальной алкогольной ассоциации России, водка и другие крепкие спиртные напитки составляют более 70% всей алкогольной продукции, продаваемой в стране. (Даже в постсоветские времена крепкие спиртные напитки представлены, как правило, водкой. Только элита пьет крепкие спиртные напитки западного производства, такие, как виски или джин). На долю пива приходится всего лишь 19% потребления. В дополнение около 30% российских семей производят домашние алкогольные напитки. По оценкам экспертов, в стране действуют также около 1600 нелегальных заводов по производству ликеро-водочной продукции, изготовляющих фальсифицированную водку и другие спиртные напитки.
Бывший советский лидер Михаил Горбачев пытался бороться с российским алкоголизмом, однако его подход был типичен для тоталитарного государства: он был равноценен сухому закону. Тем не менее во время антиалкогольной кампании ожидаемая средняя продолжительность жизни достигла своего пика: 65 лет - для мужчин и 74 года - для женщин. В прошлом десятилетии средняя продолжительность жизни российских мужчин упала до 58 лет - ниже, чем в Египте или Боливии. Некоторые утверждают, что это связано с экономическими причинами.
Но в прошлом году группа специалистов из Института демографических исследований имени Макса Планка (Max Planck Institute for Demographic Research) в Германии и Лондонской школы гигиены и тропической медицины (London School of Hygiene and Tropical Medicine) доказали, что алкоголизм в России - который приводит к дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям на производстве, насилию в семье, бродяжничеству и другим видам социальных зол - является реальной первопричиной сокращения продолжительности жизни. Ибо для тех, кто заявляет, что пьет, потому что жизнь в России такая тяжелая, очевидно, что чрезмерное потребление алкоголя делает ее только хуже.
Быть может, так говорить "непатриотично, антинационально и неестественно", но пора российским интеллектуалам всерьез отнестись к алкоголизму, особенно тем, кто учит детей. Иначе однажды они могут обнаружить, что у них просто не осталось слушателей. Ведь, в конце концов, люди, страдающие от алкогольного слабоумия, книг не читают.