30 декабря 2002 года. Потребовалось 74 года - дольше, чем жизнь среднего россиянина - чтобы, наконец, завершить электрификацию всей Транссибирской железнодорожной магистрали. С прошлой недели самая длинная в мире железная дорога может функционировать как единая система, где поезда на электрической тяге ходят от Москвы до Владивостока, расстояние между которыми составляет почти 6000 миль (1 сухопутная миля = 1,609 км).
Это событие имеет значение не только для энтузиастов путешествий железнодорожным транспортом. Из Сибири нужно вывозить многие тонны сырья, включая древесину, уголь и разнообразную руду. Поскольку автомобильные дороги России находятся в плохом состоянии, а дистанции приходится преодолевать огромные, любое улучшение на железных дорогах помогает развитию экономики России. По дальневосточному отрезку Транссибирской железнодорожной магистрали уже перевозится примерно треть российского экспорта, и чиновники выражают надежду, что полная электрификация этой известной магистрали позволит на 40% увеличить объем перевозок.
Если в западных странах пропускная способность железных дорог превышает объемы перевозок, то в России такой проблемы нет и, вероятно, не будет в обозримом будущем. Ее железнодорожная сеть дает огромную прибыль и вскоре должна быть преобразована из министерства советской эпохи в государственную компанию. Ведется борьба с коррупцией, что также помогает сократить непроизводительные расходы.
У России есть мечта соединить Транссибирскую железнодорожную магистраль с запланированной к строительству железной дорогой, которая объединит Северную и Южную Кореи. Ориентированная на экспорт Южная Корея сможет использовать российский сухопутный коридор как альтернативу морскому пути доставки товаров в Европу, а Северной Корее крайне нужно российское сырье. В сентябре торжественно отмечено начало строительства корейской железнодорожной магистрали. Хочется надеяться, что этот проект не потребует для своего завершения три четверти столетия.