У Украины позади трудный год. Несмотря на массовые протесты, оппозиции не удалось пошатнуть позиции президента Кучмы. На прошлой неделе Верховный суд отклонил возможность проведения расследования в отношении главы государства. Кучма пытается наладить нарушенные отношения с США.
На Украине существует единая точка зрения: 2002 год назвать хорошим нельзя. Оппозиция жалуется на то обстоятельство, что ей, несмотря на массовые демонстрации протеста на улицах, несмотря на судебные иски и моральную поддержку со стороны западного альянса, так и не удалось лишить поста авторитарно управляющего страной президента Кучму. Глава государства, подозреваемый, среди прочего, в том, что отдал распоряжение на убийство журналиста Григоря Гонгадзе, выстоял против различных попыток оказания на него давления и даже смог снова позволить себе выступить со всей жесткостью против манифестантов, собиравшихся в каждом случае в центре Киева.
Упорно повторяющиеся опровержения
В прошедшую пятницу Верховный суд нанес очередной удар по надеждам противников режима. Он признал уголовное расследование, начатое в октябре судьей киевского апелляционного суда Юрием Василенко по подозрению в коррупции, злоупотреблении служебным положением и торговле оружием с Ираком, как незаконное и прекратил его. Василенко, говорится в решении Верховного суда, своим иском нарушил конституцию Украины, а также многочисленные законы и, в свою очередь, сам злоупотребил своими полномочиями. Соединенные Штаты подозревают Кучму в том, что тот, по крайней мере, не воспрепятствовал продаже Багдаду современной радиолокационной системы «Кольчуга». Президент по этому поводу настаивает на том, что такой торговой сделки не было вообще. Администрация в Вашингтоне утверждает, что в ее распоряжении есть копии магнитофонных записей, доказывающих, что Кучма лично одобрил продажу «Кольчуги».
Возможно, что решение Верховного суда, которое не было неожиданным, даст президентам повод для более мягкой оценки уходящего года. Кучме тоже приходилось решать трудные проблемы. На одной из недавних пресс-конференций он назвал ухудшение отношений с США самым плохим событием 2002 года. То, что в Вашингтоне, между тем, стали действительно говорить о кризисе доверия, имеет для Киева исключительно негативные последствия. США уже заморозили предоставление Украине финансовой помощи в размере 55 миллионов долларов США. И если украинские органы власти, которым осенью уже пришлось встречаться с западными специалистами, проводящими расследование аферы, связанной с «Кольчугой», не проявят в будущем большую готовность к сотрудничеству, денежные потоки в Киев могут стать еще меньше. Кучма сказал, что 2002 год для Украины и для него был горьким и объявил о намерении как можно быстрее улучшить отношения между Украиной и США. Одновременно он настаивал на том, что факта продажи системы «Кольчуга» не было - это не то, с чем Вашингтон милостиво согласится.
Меры, направленные против отмывания денег
То, что давление из-за рубежа может быть в определенных случаях более чем эффективным, показала прошедшая неделя, когда парламент подавляющим большинством голосов принял закон, который должен послужить борьбе с отмыванием денег. Активно добивалось принятия закона киевское правительство, которое многие местные и зарубежные наблюдатели обвиняют в том, что оно само оказалось сильно замешанным в нечистых делах. Правительство опасается, что это напугает инвесторов и, к сожалению, и без того низкий кредитный рейтинг может опуститься еще ниже. Данное обстоятельство является, вероятно, не в последнюю очередь, реакцией на то, что агентство "Financial Task Force" (FATF) с резиденцией в Париже заявило о том, что его 30 государств-членов наложат в будущем на торговлю с Украиной санкции, а фирмы, желающие работать на Украине, были предупреждены о непредсказуемых последствиях. FATF - это международное агентство, которое ставит своей целью борьбу с отмыванием денег. Новый закон предоставляет правительству полномочия по более строгому контролю за всеми финансовыми операциями и ко всему - право знать детали всех транснациональных банковских операций в размере более 300 000 гривен (85 000 евро) и транснациональных операций наличными в сумме свыше 100 00щ гривен. Соединенные Штаты, как и FATF, уже ввели в отношении Украины аналогичные санкции.